Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
Министерство образования и науки Украины
по дисциплине "Конфликтология "
на тему: "Мотивационные конфликты"
Введение
Мотивационные конфликты
Заключение
Литература
Введение
Наверное, каждому из нас доводилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Повседневная жизнь буквально пронизана ими. Практика деятельности организаций свидетельствует, что современным руководителям необходимы глубокие знания и навыки по управлению конфликтами, их прогнозированию. Управленец как человек, постоянно работающий с людьми, должен уметь предотвращать возникновение конфликта, выводить людей из состояния вражды, разрешать споры.
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет.
Часть конфликтов являются надуманными, искусственно раздутыми, созданными для прикрытия профессиональной некомпетентности некоторыми лицами и вредны в коммерческой деятельности.
Другие же конфликты, являясь неизбежным спутником жизни любого коллектива, могут быть весьма полезны и служат импульсом для развития коммерческой деятельности в лучшую сторону.
Конфликты в настоящее время являются ключевой проблемой жизни как отдельных личностей, так и целых коллективов в коммерческой деятельности.
Мотивационные конфликты
Конфликт - форма столкновений противоположных стремлений, в которой проявляется противоречивость природы личности и общества. С целью анализа и поиска решений преодоления конфликтов различают несколько психологических полей, в которых конфликтные столкновения могут происходить.
Мотивационный конфликт. Это конфликты между бессознательными стремлениями, между стремлениями к обладанию и безопасности, между двумя положительными тенденциями. Например, человек хочет одновременно и здоровье сохранить и большие деньги быстро заработать; и спокойно заниматься любимым делом и много зарабатывать при этом; и хорошие отметки получать и при этом особенно себя не утруждать; и здоровый образ жизни вести и быть своим в дружеской, но "грешной" компании; и в передовики производства (учёбы) выйти и сохранить хорошие отношения с коллективом, где не любят напрягаться, не любят "выскочек" и т.д. и т. п. Когда невозможно реализовать противоречащие друг другу желания, выходом может явиться использование такого механизма психологической защиты как девальвация одной из альтернатив плюс рационализация.
Девальвация - умаление ценности альтернативы, обесценивание.
Рационализация - псевдоразумное, псевдологичное, но правдоподобное объяснение человеком своих желаний, поступков, мотивов, мыслей, чувств с целью маскировки, сокрытия от своего сознания истинных детерминант собственного поведения; самооправдание.
Исторически одной из самых влиятельных в психологии оказалась традиция, рассматривающая мотивационные конфликты. Классиком в этой области признан Курт Левин, рассматривавший, выводя их из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида. Предметом изучения для него стали мотивы, вступающие в борьбу по причине несовместимости и одновременной актуализации. К конфликтному Левин относил одновременное воздействие на индивида противоположно направленных мотивов равной величины. При этом он различал 3 варианта течения этих конфликтов.
Конфликт равнозначных положительных возможностей (ситуация "Буриданов осел"). Возникает при необходимости выбора в пользу одной из двух одинаково привлекательных перспектив, так как их достичь одновременно невозможно. Этот конфликт приводит к самой слабой из трех типов фрустрации, так как даже сделав выбор, человек тем не менее остается в выигрыше. Например, у человека вечером запланирована встреча с сослуживцами в неформальной обстановке. Кроме того, этим же вечером он собирался посетить театр и посмотреть премьерный спектакль, о котором так много говорят;
Конфликт равнозначных отрицательных возможностей (или ситуация "из двух зол"). Возникает при необходимости выбора в пользу одной из двух одинаково нежелательных перспектив. Этот конфликт приводит к самой сильной фрустрации. Обычной реакцией на конфликт этого типа является попытка бегства. Если бегство невозможно, то приходится из двух зол выбирать наименьшее. Однако любой выбор приводит к сильной фрустрации и гневу. Например, человеку предстоит либо пойти на нудное и неприятное совещание, либо посетить ГАИ по поводу нарушения правил дорожного движения и уплаты штрафа;
Конфликт положительно-отрицательных возможностей (или ситуация "проблема выбора"). Возникает при необходимости анализа всех "за" и "против", принятия не только положительных, но и отрицательных аспектов одной и той же перспективы. Данный личностный конфликт возникает чаще всего. Например, сотрудник хотел бы повышения по служебной лестнице, но ясно осознает, что новая должность слишком хлопотная и сможет осложнить удачную во всех отношениях жизнь.
Мотивационные конфликты вознивают 4-х видов:
1. в поле психики отдельной личности,
2. в поле взаимодействия психик двух личностей,
3. в поле взаимодействия психик более двух личностей, объединенных в группу, слой общества, общество сколь угодно высокого уровня,
4. в поле взаимодействия психик более двух личностей, объединенных в две и более группы, слоя общества, обществ сколь угодно высокого уровня.
1.Содержанием внутриличностных мотивационных конфликтов является столкновение мотивов. Они осознаются по одновременной актуализации нескольких почти равных по силе мотивов, побуждающих личность совершить противоречащие друг другу действия. Непременным условием мотивационного конфликта является то, что мотивы несовместимых действий актуализируются одновременно и имеют почти равную силу, в противном случае конфликт не осознавался бы, так как мы просто выбирали бы более значимое для нас и реализовали свои желания последовательно.
2.Конфликт в поле взаимодействия психик двух личностей. Межличностные конфликты - это столкновение противоречий между личностями. Межличностные конфликты являются отражением внутренних конфликтов личности, поэтому проблемы, которыми межличностный конфликт проявляет себя в сознании конфликтующих личностей так же классифицируются как мотивационные, когнитивные, ролевые. Содержанием мотивационных конфликтам между личностями, принадлежащими одному обществу, являются столкновения целей, планов, устремлений несовместимых или противоречащих друг другу.
К мотивационным межличностным конфликтам относятся конфликты, затрагивающие цели, планы, устремления, мотивы участников, оказывающиеся несовместимыми или противоречащими друг другу.
3.Конфликт в поле взаимодействия психик более двух личностей, объединенных в группу, слой общества, общество сколь угодно высокого уровня. Конфликты между личностями, объединенными в общество, являются отражением внутренних конфликтов личности, поэтому проблемы, которыми конфликты проявляют себя в сознании личностей принадлежащих этому обществу, так же классифицируются как мотивационные, когнитивные, ролевые. Содержанием мотивационных конфликтам между личностями, принадлежащими одному обществу, являются столкновения целей, планов, устремлений несовместимых или противоречащих друг другу.
4.Конфликты в поле взаимодействия психик более двух личностей, объединенных в две и более группы, слоя общества, обществ сколь угодно высокого уровня. Взаимодействие обществ - это взаимодействие как между собственно обществами, так и между отдельными представителями этих обществ, когда участники общения взаимодействуют, воспринимая друг друга как членов разных обществ. Конфликты между обществами являются отражением внутренних конфликтов личности, поэтому проблемы, которыми конфликты между обществами проявляют себя в сознании личностей принадлежащих этим обществам, так же классифицируются как мотивационные, когнитивные, ролевые. Кроме этого, проблемы взаимодействия общества с другими обществами являются отражением внутренних проблем самого общества. Например, направленная вовне враждебность является следствием внутренних напряжений и проблем в самом обществе, его собственных противоречий и конфликтов. Группа нуждается во внешнем конфликте с целью решения своих собственных проблем. Направленная вовне враждебность совершенно неизбежна в любом взаимодействии обществ и имеет универсальный характер, поскольку является главным средством поддержания сплоченности и внутренней стабильности группы. Механизм формирования этой враждебности к "чужим" связан с инстинктом агрессии, эдиповым комплексом, эмоциональной идентификацией со своим лидером-отцом и т. д.
Содержанием мотивационного конфликта между обществами является фрустрация и агрессивность, определяемые относительной депривацией хотя бы в одном из взаимодействующих обществ. Относительная депривация, т.е. оценка положения своего общества по сравнению с другими обществами, приписывает своему обществу меньшие возможности, ущемленность в правах, несправедливый статус и т.д., является источником фрустрации и последующей агрессивности и возможной агрессии. При этом объектом агрессии может стать не только общество, которое непосредственно вызвало фрустрацию, но и любой человек или люди, ассоциирующиеся с тем обществом. конфликт мотивационный организация руководитель
По своим проявлениям различают три варианта мотивационных конфликтов:
а) мотивы в равной мере привлекательны, но взаимоисключающие,
б) мотивы в равной мере непривлекательны,
в) один и тот же мотив в равной мере привлекателен и непривлекателен.
Первый вариант мотивационного конфликта осознается, когда личность оказывается перед необходимостью выбора в равной мере привлекательными, но взаимоисключающими мотивационными альтернативами. Эта ситуация, когда хочется и того и другого, она может приобретать драматический характер, если речь идет о выборе между чем-то или кем-то в равной мере необходимым или дорогим для человека.
Второй вариант мотивационного конфликта осознается по наличию выбора между двумя в равной мере непривлекательными возможностями, выбором "из двух зол меньшего".
Третий вариант мотивационного конфликта осознается, когда один и тот же выбор в равной мере и привлекателен, и непривлекателен, имеет "и плюсы, и минусы". Внутренний конфликт в этом случае осознается по наличию взвешивания "за и против". Этот конфликт может быть мучительным для личности, если речь идет о жизненно важном выборе.
Пониманию и разрешению мотивационных конфликтов помогает анализ градиентов приближения и удаления. Градиент приближения - это показатель возрастания привлекательности выбора по мере приближения к нему и уменьшение привлекательности по мере удаления от него. Градиент удаления показывает возрастание нежелательности этого выбора по мере приближения к нему и уменьшение нежелательности по мере удаления от него.
Длительность конфликта определяется ясностью целей конфликтующих обществ, степенью их согласия по поводу смысла победы или поражения, способностью лидеров понять, чего стоит победа, и убедить своих сторонников в том, что настал момент прекратить конфликт.
Острота конфликта возрастает с увеличением степени:
1. эмоциональности конфликта;
2. сплоченности, участвующих в конфликте обществ;
3. предшествующего конфликту согласия между обществами;
4. взаимодействия конфликтующих обществ;
5. нереалистичности конфликта.
Заключение
Мотивационные конфликты являются серьезными "нарушителями спокойствия".Причинами таковых могут явиться постоянная "недогрузка" на работе и соответственно низкий социальный статус. Чувство собственного достоинства -- это альфа и омега, и все, что его ущемляет, пробуждает огромную энергию, нацеленную на конфликт. К тому же результату ведет и "перегрузка", которая должна получить признание, что не всегда возможно. В результате "перерабатывающему" еще и предъявляются претензии, чтобы обосновать то, что результат его труда отличается от ожидаемого.
Руководить без конфликтов - возможно ли это? Не утопия ли это? Руководить без конфликтов возможно, если научиться такому управлению, при котором в целенаправленном сотрудничестве с другими устраняется все деструктивное.
Конфликт означает несогласие сторон, при котором одна сторона пытается добиться принятия своих взглядов и помешать другой стороне сделать то же самое. Конфликт может иметь место между индивидуумами и группами и между группами.
Потенциальные причины конфликта - Совместно используемые ресурсы, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в восприятиях и ценностях, различия в стиле поведения и биографиях людей, а также плохая коммуникация. Люди часто не реагируют на ситуации потенциальных конфликтов, если это ситуации не связаны с минимальными личными потерями или угрозами.
Структурные методы разрешения конфликтов включают уточнение производственных ожиданий, механизмы координирования и интегрирования, постановку более высоких по уровню заданий и систему вознаграждений.
К потенциальным отрицательным последствиям конфликта относятся: снижение производительности, неудовлетворенность, снижение морального состояния, увеличение текучести кадров, ухудшение социального взаимодействия, ухудшение коммуникаций и повышение лояльности к подгруппам и неформальным организациям. Однако при эффективном вмешательстве конфликт может иметь положительные последствия. Например, более углубленная работа над поиском решения, разнообразие мнений при принятии решений и улучшение сотрудничества в будущем.
Имеется пять стилей разрешения конфликтов.
Уклонение представляет уход от конфликта.
Сглаживание - такое поведение, как будто нет необходимости раздражаться.
Принуждение - применение законной власти или давление с целью навязать свою точку зрения.
Компромисс - уступка до некоторой степени другой точке зрения, является эффективной мерой, но может не привести к оптимальному решению.
Решение проблем - стиль, предпочитаемый в ситуациях, которые требуют разнообразие мнений и данных, характеризуется открытым признанием разницы во взглядах и столкновение этих взглядов для того, чтобы найти решение приемлемое для обеих сторон.
Литература
1. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., "Дело" - 1992
2. Бородкин Ф. М. Коряк Н. М. Внимание: конфликт. - М., 1989
3. Янчевский В. С. Трудовой договор. - Житомир, 1996
4. Саржвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с окружающей средой. Тб., 1989
5. Вернер Зигерт. Руководить без конфликтов М., "Экономика" , 1990
6. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. - М. "Стрингер" , 1992
7. Джини Грехем Скотт. Конфликты. Пути их преодоления. - Киев, "Внешторгиздат" , 1991
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Структура конфликта. Определение конфликта. Типы, причины и последствия конфликтов. Методы разрешения конфликтов. Функции и эффективность конфликтов. Руководить без конфликтов возможно. Знания и навыки по управлению конфликтами и их прогнозированию.
курсовая работа , добавлен 01.06.2005
Классификация и типология конфликтов. Субъекты конфликта. Типы конфликтов. Причины конфликтов. Функции конфликтов. Формы работы с конфликтами и методы их разрешения. Модели развития конфликта. Управление конфликтами.
реферат , добавлен 18.03.2007
Бурное психофизическое развитие и перестройка социальной активности ребенка. Развитие конфликта. Способы и конфликты разрешения конфликтов. Навыки активного восприятия в конфликте. Методы разрешения педагогических конфликтов. Как справиться с тревогой.
практическая работа , добавлен 16.11.2008
Понятие и сущность конфликтов, их характеристика, роль и значение. Причины социальных конфликтов. Типология конфликтов. Содержание управления конфликтами. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов. Основное содержание переговорного процесса.
курсовая работа , добавлен 14.02.2009
Конфликты в деловом общении. Понятие "конфликт", типы и уровни конфликтов. Причины и источники конфликтов в организации. Стратегия поведения в конфликтной ситуации. Способы разрешения конфликтов. Анализ поведения конфликтующих сторон и посредника.
курсовая работа , добавлен 23.04.2008
Особенности и виды конфликтов. Основные причины межличностных конфликтов в организации. Механизмы разрешения и способы управления межличностными конфликтами. Исследование методики диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению.
дипломная работа , добавлен 13.10.2015
Понятие и виды конфликта. Пути решения конфликтов. Общеорганизационные комплексные цели. Межличностные стили разрешения конфликтов. Методы управления конфликтами. Методы управления поведением личности. Ответные агрессивные действия.
курсовая работа , добавлен 24.03.2005
Исследование категории внутриличностных, мотивационных конфликтов. Особенности межличностных и групповых конфликтов. Классификация конфликтов в организациях. Политические конфликты в тоталитарном и демократическом обществе. Причины межэтнических кофликтов
реферат , добавлен 29.01.2010
Современное управление кадрами предприятий и организаций. Сущность и типы конфликтов - их процесс, этапы и последствия. Социально-психологический климат в коллективе. Методы управления конфликтами. Структурные и межличностные методы разрешения конфликтов.
курсовая работа , добавлен 10.10.2008
Во всех сферах человеческой деятельности при решении различных задач в быту, на работе, отдыхе приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления конфликты. Изучение конфликтных ситуаций, определение их видов и путей разрешения.
Мотивационные конфликты по Курту Левину (1890-1947).
Большую практическую ценность для выявления внутриличностных конфликтов и определения путей их разрешения представляет классификация внутренних конфликтов К. Левина (табл. 12.3).
Таблица 12.3
Классификация внутриличностных конфликтов по К. Левину 2
Кроме изложенных выше психологических концепций внутриличностных конфликтов существуют и другие, разработанные в рамках когнитивной и гуманистической психологии.
Дополнительные материалы для самостоятельной работы
Факторы конструктивного разрешения внутриличностных конфликтов
Для разрешения внутриличностных конфликтов важно:
- - установить факт такого конфликта;
- - определить тип конфликта и его причину (основное противоречие);
- - применить соответствующий способ разрешения.
При этом следует помнить, что часто для разрешения внутриличностных конфликтов их носители нуждаются в психологической, а иногда и в психотерапевтической помощи.
Под разрешением (преодолением) внутриличностного конфликта понимается восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества.
Разрешение внутриличностного конфликта может быть деструктивным и конструктивным. При деструктивном разрешении внутриличностного конфликта возможны невроз, суицид и т.д. При конструктивном разрешении внутриличностного конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание.
Разрешение внутриличностного конфликта конструктивно осознается:
- - через отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся конфликтом;
- - снижение проявлений негативных психологических и социально-психо- логических факторов внутриличностного конфликта;
- - повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.
В зависимости от индивидуальных характеристик люди относятся к внутренним противоречиям по-разному, избирают свои стратегии выхода из конфликтных ситуаций. Важно, чтобы человек, отдавая себе отчет в собственных индивидуальных особенностях, вырабатывал свой стиль разрешения внутренних противоречий, конструктивное отношение к ним.
К факторам конструктивного разрешения внутриличностных конфликтов относятся следующие факторы.
- 1. Преодоление внутриличностного конфликта зависит от глубинных мировоззренческих установок личности, содержания ее веры, от опыта преодоления себя.
- 2. Развитость волевых качеств способствует успешному преодолению человеком внутренних конфликтов. Воля составляет основу всей системы саморегуляции человека. В трудных ситуациях воля, как правило, приводит в соответствие внешние требования и внутренние желания.
- 3. Способы разрешения конфликта, время, затрачиваемое на это у людей с разными типами темперамента, различны. Свойства темперамента влияют на динамическую сторону решения внутриличностных противоречий: на скорость переживаний, их устойчивость, индивидуальный ритм протекания, интенсивность, направленность вовне или вовнутрь.
- 4. На процесс разрешения внутриличностных противоречий оказывают влияние половозрастные особенности личности. С увеличением возраста вну- триличностные противоречия обретают типичные для данного индивида формы разрешения. Различны способы выхода из конфликтов у мужчин и женщин. Мужчины более рациональны, они с каждым новым внутриличностным переживанием обогащают свой набор средств разрешения ситуации. Женщины всякий раз по-новому радуются и страдают. Они разнообразнее в личностных характеристиках, а мужчины - в ролевых.
Стремлениями, между стремлениями к обладанию и безопасности, между двумя положительными тенденциями (ситуация буриданова осла). А вот чей - ситуация выбора при двух одинаковых возможностях встречается уже у древних философов, а непосредственно перед Буриданом почти о том же рассказал Данте в своей великой "Божественной комедии":
Меж двух равно манящих яств, свободный
В их выборе к зубам бы не поднес
Ни одного и умер бы голодный...
Так агнец медлил бы меж двух угроз
Прожорливых волков, равно страшимый;
Так медлил бы меж двух оленей пес.
И то, что я молчал, равно томимый
Сомненьями, счесть ни добром, ни злом
Нельзя, раз этот путь необходимый".
2 Нравственный конфликт, который часто называют моральным или нормативным конфликтом. Это конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями.
3 Конфликт нереализованного желания, или комплекса неполноценности. Это конфликт между желаниями личности и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. Иногда его трактуют как конфликт между “хочу быть таким, как они” и невозможностью это желание реализовать. Он может возникнуть в результате физической невозможности человека осуществить это стремление. Например, из-за неудовлетворенности своей внешностью или физическими данными.
4 Ролевой конфликт. Он выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (межролевой внутриличностный конфликт), а также с различным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт). Примером межролевого внутриличностного конфликта может быть ситуация, когда человека в качестве сотрудника организации просят поработать сверхурочно, но в качестве отца он хочет больше время уделить своему ребенку. Примером внутриролевого конфликта может служить ситуация, когда верующему человеку для защиты отечества нужно взять r руки оружие и идти на войну убивать.
5 Адаптационный конфликт. Этот конфликт имеет два смысла. В широком смысле он понимается как возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой, в узком смысле - как возникающий при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями, которые предъявляет к личности действительность, и возможностями самого человека (профессиональными, физическими, психическими).
6 Конфликт неадекватной самооценки возникает из-за расхождения между претензиями личности и оценкой своих возможностей.
Результатом этого является повышенная тревожность, эмоциональное напряжение и срывы.
7. Невротический конфликт - результат сохраняющегося в течение длительного времени обычного внутриличностного конфликта, характеризуется высшим напряжением и противоборством внутренних сил и мотивов личности.
Психологический практикум для начинающих Барлас Татьяна Владимировна
Мотивационный конфликт и психологические защиты
В предыдущей главе мы затронули тему мотивов как основных движущих сил поведения человека. Убедились, что мотивы поведения осознаются в различной степени – от хорошо осознаваемых до полностью бессознательных. Узнали, что если поведение определяется неосознаваемым мотивом, то оно имеет сознательную мотивировку, которая представляется человеку реальным мотивом, но, как правило, имеет с ним мало общего.
Следует сказать, что в большинстве случаев поведение человека определяется несколькими одновременно действующими мотивами. Например, мотивами трудовой и профессиональной деятельности, как правило, является и стремление получить материальное вознаграждение за свой труд, и желание добиться успеха и доказать свою компетентность, и интерес к содержательной стороне работы, и многое другое. При этом мотивы различаются по своей силе и значимости для человека. Например, среди людей, выполняющих одну и ту же работу, для одного главным в работе будет заработок, для другого – карьера, а для третьего – приятная атмосфера и возможность общения в коллективе.
Удовлетворение разных мотивов требует разных, порой противоположных или взаимоисключающих способов поведения. В таком случае возникает мотивационный (внутренний ) конфликт. К примеру, у работающей женщины мотив честолюбия и стремления добиться успехов в своей профессии требует отдавать работе как можно больше времени и сил, тем самым вступая в противоречие с мотивом любви к своим детям, для реализации которого необходимо уделять как можно больше времени заботе о них.
Переживание мотивационного конфликта сопровождается различными проявлениями психологического неблагополучия – отрицательными эмоциями, тревогой, напряженностью и пр. Чем более значимы мотивы, участвующие в конфликте, тем больше выражены подобные явления, которые, кстати, являются неиссякаемым источником для художественной литературы и кино – от классики до мыльных опер.
Конфликт так же, как и мотивы, участвующие в нем, может осознаваться или не осознаваться. Более того, чем более важные мотивы он затрагивает, тем больше вероятность того, что сам конфликт будет находиться вне сознания. В случае, если конфликт осознается, он рано или поздно разрешается – осуществляется сознательный выбор в пользу одного из мотивов; так, продолжая наш пример, женщина может пожертвовать карьерой ради выполнения родительского долга, бросив работу или перейдя на другую – малоинтересную, но совместимую с воспитанием детей.
Неосознаваемый конфликт тоже, как правило, разрешается, однако и сущность самого конфликта, и корни эмоционального напряжения, ему сопутствующего, и причины сделанного выбора, а часто и сама суть выбора также остаются вне сознания. Так, тот, кого один раз бросил значимый для него человек, может спрятать глубоко в бессознательное страх перед повторением потери, и каждая следующая попытка вступления в новые отношения будет завершаться разрывом. Обстоятельства разрыва могут быть самыми разными, но истинная их причина – конфликт между желанием любви и близости, которому противостоит боязнь новой потери, – останется неизвестной. Между тем именно разрешение конфликта в пользу неосознаваемого страха будет заставлять такого человека разрывать отношения еще до того, как они станут достаточно значимыми для него.
Как правило, чем более значимы затронутые конфликтом мотивы, тем чаще они выходят за рамки сознания. Один из самых трудных и для осознания, и для разрешения – конфликт, связанный с противоречивыми чувствами, испытываемыми к значимому человеку: любовь и ненависть, любовь и презрение, преданность и зависть.
Подобные противоречия нередки у маленьких детей. Любовь к родителям может быть такой же сильной, как и обида: например, на то, что они уходят, оставляя тебя одного или в детском саду, на то, что родительскую любовь и внимание приходится делить с братом или сестрой. В клубке подобных противоречий немудрено запутаться и взрослому. Впрочем, последствия этого неразрешимого и, как правило, бессознательного конфликта могут проявляться через годы и десятилетия.
У матери любовь к ребенку может также вступать в конфликт с негативными чувствами, основанными на том, что родился не мальчик, а девочка (или наоборот), что маленький ребенок на долгие месяцы и годы лишил сна и отдыха и т. д.
Также почти всегда значим конфликт, затрагивающий Я-концепцию, систему убеждений и ценностей человека. Я-концепция, представление о себе и мире – одна из самых больших наших ценностей, и конфликты, с ней связанные, очень серьезны и часто бессознательны. Например, так трудно признаться себе в собственных отрицательных качествах. Как правило, недостатки мы гораздо лучше находим у других и недоумеваем: как же можно самому не замечать! Оказывается можно, лишь бы не поставить под угрозу Я-концепцию.
Многие сознательные конфликты имеют сравнительно простой вариант (варианты) решения; как правило, это предпочтение одного из двух мотивов, участвующих в конфликте: например, невзирая на страх перед зубным врачом, идем лечить зубы. Однако некоторые конфликты, например, угроза Я-концепции, не могут быть разрешены с помощью каких-либо действий. Поэтому они «решаются» на психологическом уровне с использованием специальных механизмов, работающих бессознательно и получивших название психологические защиты. Психологические защиты выполняют очень важную функцию: они препятствуют осознанию нереализованных мотивов, неразрешимых или трудноразрешимых конфликтов, защищая человека от мучительных и часто бесплодных переживаний, с ними связанных. Эту функцию психологические защиты выполняют через искажение: для того, чтобы ослабить эмоциональное напряжение, к которому привело бы полное и правильное осознание ситуации, искажается или исключается из сознания либо сама ситуация, либо эмоциональная реакция на нее. Действие психологических защит практически всегда находится вне сознания и лишь иногда может быть осознано впоследствии с помощью самоанализа.
Рассмотрим возможное действие психологических защит на примере совершения поступка, несовместимого с моральными нормами и с Я-концепцией (представление о себе как человеке, соблюдающем моральные нормы), например, предательство друга. Скорее всего, подобному поступку будет найдено оправдание, которое исказит объективную ситуацию (по типу: «Это единственный возможный выход», «Так будет лучше для него самого»), а возможно, и переложит ответственность на пострадавшего («Он сам виноват»). Другой вариант – искажение реакции на поступок, например, совершивший предательство может ввязаться в пьяную драку и кого-то избить или устроить скандал в семье по надуманному поводу, никак не связывая эти действия со своим поступком. Эмоциональная реакция может трансформироваться в болезнь, например, инфаркт или гипертонический криз. Наконец, в будущем сама ситуация предательства может быть полностью забыта.
Мы рассмотрим некоторые виды психологических защит; следует отметить, что это лишь наиболее простые и часто встречающиеся в жизни обычных психически здоровых людей защиты; всего исследователи насчитывают не один десяток психологических защит. Мы убедимся, что разные виды защит по-разному трансформируют поведение, в основе которого может лежать один и тот же конфликт. Для примера мы используем конфликт, весьма актуальный для многих, особенно в юношеском возрасте, – влюбленность, которая сталкивается с боязнью быть отвергнутым.
Вытеснение - исключение из сознания неприемлемых мыслей, чувств, желаний или аспектов действительности. В нашем примере влюбленный юноша может не замечать, что интересующая его девушка оказывает знаки внимания другому, а возможно, и посмеивается над его робкими ухаживаниями.
Вытеснение может «работать» на уровне восприятия (нежелательную информацию не видят, не слышат и т. п.) или на уровне памяти (забывается нежелательная информация, а также планы и намерения, которые не хочется выполнять, и пр.). Вытесняться может оценка и интерпретация воспринимаемой информации, что случается достаточно часто, если подобная информация содержит угрозу Я-концепции и особенно здоровью или жизни. К примеру, так легко обмануть тяжелобольного человека относительно серьезности его болезни или не замечать, что выглядишь смешным в глазах окружающих. Наконец, вытеснению могут подвергаться неприемлемые мысли и чувства, например, сексуальность, направленная на родственников, или ненависть и агрессия к тем, кого мы любим.
Рационализация – использование приемлемых оправданий для поступков, вызванных неосознаваемыми причинами и мотивами. В нашем примере юноша, не решающийся признаться себе в собственном чувстве, может найти массу способов общаться с интересующей его девушкой: например, у него вдруг появится интерес к тому же хобби, что у нее, причем он сам будет вполне искренен, утверждая, что интересуется именно хобби, а не девушкой.
Можно выделить различные варианты рационализации.
1. Дискредитация цели: хрестоматийный пример из басни про лисицу, которая, не сумев достать «кисти [винограда] сочные, как яхонты», приходит к выводу:
Ну что ж, на взгляд-то он хорош,
Да зелен – ягодки нет зрелой.
2. Дискредитация жертвы: крайний вариант – тоже из басни:
«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
3. Преувеличение роли обстоятельств: «У меня не было другого выхода».
4. Утверждение вреда во благо: «Это послужит уроком».
5. Переоценка имеющегося: крайний вариант в сказке про жену, которая находила массу достоинств во всем, что добыл муж: от коровы до мешка гнилых яблок.
Рационализация – очень «полезная» защита, если надо оправдать неблаговидный поступок или придумать для самого себя объяснение, почему никак невозможно выполнить какое-то неприятное дело. Следует отметить, что приводимые оправдания, как правило, действительно имеют отношение к поступкам, но далеко не так значимы, как это кажется тому, кто прибегает к рационализаци: например, такие обстоятельства, как плохой билет и скверное самочувствие после бессонной ночи, могут повлиять на провал на экзамене, но вряд ли станут главной его причиной.
Вымещение - проявление негативных чувств, направленных не на того, кто их вызвал, а на другой, как правило, более безобидный объект (человека, животное, предмет, иногда на самого себя). Так, юноша, запутавшийся в своих чувствах, может нагрубить родителям, поругаться с приятелем, дернуть за хвост кошку или разбить какую-нибудь вещь; при этом реальная причина его расстройства – безответная любовь – не будет осознаваться. Вообще различного рода агрессивные и антисоциальные поступки, «беспричинные» ссоры и конфликты, порча предметов, самоповреждения часто имеют в своей основе механизм вымещения.
Проекция - бессознательное отвержение собственных рационально неприемлемых мыслей, качеств, желаний и приписывание их другим. В нашем примере юноше, который не в состоянии выразить свои чувства, может казаться, что все вокруг влюблены в ту же девушку, что и он, и стараются завоевать ее внимание, опередив его. В поведении своих сверстников он будет находить все новые и новые доказательства того, что это так.
Чаще всего с помощью механизма проекции другим людям приписываются собственные недостатки, такие, как зависть, подозрительность, находятся «виновники» собственных бед и неудач. Проекция лежит в основе такого чувства, как ревность, а также большого количества конфликтов, основанных на том, что окружающие воспринимаются как враждебные, несправедливые, настроенные против и пр. Любопытное проявление проекции выявилось при социологическом опросе студентов о недостатках учебного процесса: выяснилось, что больше всего на отсутствие дисциплины жаловались прогульщики, а на недостаточную квалификацию преподавателей – двоечники. И, видимо, неслучайно, если народ и страна переживают трудное время, то сразу же появляется множество «виновников» всех ее бед, будь то коммунисты, демократы или лица кавказской национальности.
Существуют частные варианты проекции. Так, рационалистическая проекция представляет собой осознание своих неприемлемых качеств и приписывание их другим по принципу «все такие», «все так поступают» (например, студенты-прогульщики жалуются на всеобщее отсутствие дисциплины). Комплиментарная проекция – осознание своих недостатков и интерпретация их как достоинств (например, склочничество и повышенная конфликтность могут интерпретироваться как принципиальность и борьба за справедливость).
Реактивное образование – развитие и преувеличение чувства, противоположного тому, которое вызвало конфликт или является неприемлемым. Так, юноша, который влюблен, но не хочет себе в этом признаться, может считать интересующую его девушку несносной, говорить, что он ее терпеть не может и находить у нее массу недостатков. Школьники младших классов в аналогичных случаях дергают девочек за волосы и устраивают им мелкие пакости.
Наиболее часто встречающиеся пары противоположных чувств – это ненависть и любовь, зависть и восхищение, сексуальное влечение и пуританская асексуальность. Подобный список можно многократно дополнять…
Соматизация – разрешение или трансформация конфликта через заболевание или травму. Так, в нашем примере, юноша, страшащийся решительного объяснения, может заболеть накануне его и клясть болезнь за то, что она ему помешала. Это простейший вариант соматизации, к которому можно отнести и так называемые «школьные простуды» перед контрольными или экзаменами. В более серьезных случаях неразрешенный конфликт может завершиться приступом серьезного заболевания, например инфарктом или почечной коликой. Наконец, длительный конфликт может привести к развитию хронической болезни, например язвы или бронхиальной астмы.
Завершая беглый разговор о психологической защите как ключевом понятии теоретической и практической психологии, стоит еще раз задуматься над ее сущностью. Психологические защиты, часто лишая нас возможности правильно воспринимать и понимать окружающий мир, создавая основу для неврозов и заболеваний, тем не менее спасают нас от мучительной неразрешимости конфликта. Вопрос о том, являются ли они благом или злом, не имеет единственного правильного ответа.
Из книги Пробуждение: преодоление препятствий к реализации возможностей человека автора Тарт Чарльз13. МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ В структуре нашей личности существует множество несообразностей и противоречий. Например, какая-то часть нас может нуждаться в постоянном внимании, чтобы чувствовать себя в большей безопасности, в то время как другую часть это внимание беспокоит и ей
Из книги Словарь по психоанализу автора Лапланш ЖПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ Гурджиев не писал специально о природе буферов. Видимо, он просто не видел в этом необходимости. Если вы достигаете заметного успеха в самонаблюдении, то вы можете нейтрализовать действие буферов. Поэтому зачем тратить время на их
Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович Из книги Убеждение: «минные поля» переговоров автора Козлов ВладимирСРЕДСТВА ЗАЩИТЫ Средства защиты личности подразделяются на социальные, физические и психологические (рис. 5).Социальная защита предполагает регулирование и организацию информации, циркулирующей на уровне общества и отдельных его групп. Она осуществляется, в частности,
Из книги Простудные заболевания автораСтратегия защиты № 4. Отказ Отказ – это одно из прав уверенного человека: человек имеет право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым и эгоистичным.Легко сказать «отказывайтесь от неоднозначных заказов и невыгодных контактов», однако как это сделать?Ведь
Из книги Техники позитивной терапии и НЛП автора Малкина-Пых Ирина Германовна3.1. Психологические защиты и совладающее поведение
Из книги Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности автора Леонтьев Дмитрий БорисовичОсновные психологические защиты и фазы инфантильного развития Классический психоанализ подходит к изучению характера личности двумя очень разными путями, вытекающими из двух предшествовавших им моделей индивидуального развития. Во фрейдовской теории этапов
Из книги Информационные войны [Основы военно-коммуникативных исследований] автора Почепцов Георгий Георгиевич3.3. Мотив. Мотивационный механизм смыслообразования Понятие мотива является одним из наиболее распространенных и ключевых психологических понятий и вместе с тем одним из наиболее многозначных и растяжимых: в литературе можно столкнуться с использованием этого термина
Из книги Основы личной безопасности автора Самойлов ДмитрийМотивационный анализ Мотивационный анализ является подразделом анализа психологического. Безусловно, мотивы предопределяют наше поведение. «Изменение в мотивации является показателем фактически происходящей перестройки в психологии личности», - пишет В.И. Ковалев
Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович Из книги Психология вредных привычек автора О’Коннор Ричард15.2. Мотивационный потенциал различных видов стимуляции Под мотивационным потенциалом понимают силу того воздействия, которое оказывает на энергетику мотива данный стимул. Проиллюстрировать эту характеристику стимулов можно отрывком из стихотворения Н. А. Некрасова
Из книги Тренинги. Психокоррекционные программы. Деловые игры автора Коллектив авторовIII. Фразеологический мотивационный словарь Без руля и без ветрил - без ясной цели в жизни.Бить отбой - окончание каких-либо действий; отказ от прежних планов, намерений.Благодарю покорно (иронии.) - «не желаю, отказываюсь от чего-либо».Брать верх - подчинить; главенство
Из книги Психология мотивации студентов автора Вербицкий Андрей АлександровичМеханизмы защиты Когда мысли или чувства вызывают у нас стресс или страх, «непроизвольное Я» обращается к защитным механизмам, чтобы снизить тревогу, обычно устраняя или преобразовывая непереносимые переживания. Это маленький трюк нашего разума, бессознательный
Из книги Гештальт: искусство контакта [Новый оптимистический подход к человеческим отношениям] автора Гингер СержДеловая игра «Психологические защиты личности, попавшей или испытавшей неблагоприятные
Из книги автора2. 2. Мотивационный синдром как система взаимодействия мотивационных
Из книги автораМеханизмы защиты Схематические примеры механизмов защиты и «перестраховки» против базовой тревоги: при аутизме: я полагаюсь на самого себя; при паранойе: я обвиняю всех и мир: я нападаю прежде, чем нападут на меня; при неврозе навязчивых состояний: я организую все,
Мотивационные конфликты
Среди западных психологов наибольшее внимание к описанию внутренних конфликтов мотивационного характера проявляли сторонники психоанализа и последующих психодинамических концепций. Понятие психического конфликта в психоанализе, однако, весьма специфично и неразрывно связано с системой концептов и теоретических построений психоаналитической теории. По этой причине оно фактически оказалось неинтегрированным в более широкую систему психологического знания, сохраняя свою релевантность исключительно в рамках психоаналитических рассуждений. конфликт спор мотивационный
Более влиятельной в психологии оказалась традиция исследования внутриличностных конфликтов, заложенная Куртом Левином. Он выводил эти конфликты не из внутренних процессов самой психики, а из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида.
Свою теорию личности Левин называл «теория психологического поля». Основные положения этой концепции изложены им в работах «Динамическая теория личности» (1935) и «Принципы топологической психологии» (1936), так как для объяснения он использовал понятия из топологии - науки о пространственных отношениях между объектами, а также математики и физики .
Предметом влияния Левина стали конфликты, возникающие в результате борьбы мотивов, одновременной актуализации противоречащих друг другу или несовместимых мотивов. Описание этого вида конфликтов, принадлежащее Левину, считается классическим. Он рассматривал конфликт как одновременное воздействие на индивида противоположно направленных сил равной величины, различая при этом три основных варианта этих конфликтов.
Первый случай конфликта - это когда человек оказывается перед необходимостью выбора между в равной мере привлекательными, но взаимоисключающими альтернативами. Непременным условием возникновения конфликта является то, что мотивы несовместимых действий актуализируются одновременно и имеют равную силу. Это случай Буриданова осла, умирающего от голода между двумя стогами сена .
Второй случай конфликта близок по своей природе, но предполагает выбор между двумя в равной мере непривлекательными возможностями. Как и в первом описанном типе конфликта, выбор «из двух зол меньшего» затруднен равной интенсивностью мотивов избегания.
Наконец, третий тип конфликта, по Левину, - это когда одна и та же цель (возможность, выбор) в равной мере и привлекательна, и непривлекательна.
Когнитивные конфликты
Другой вариант внутренних конфликтов человека - это когнитивные конфликты, в основе которых - столкновение несовместимых представлений. Согласно идеям когнитивной психологии, человек стремится к непротиворечивости, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т. д. и испытывает дискомфорт в случае возникающих противоречий, рассогласований.
Данная проблематика описывается в психологии теорией когнитивного диссонанса Л. Фестингера. В соответствии с ней люди будут стремиться к уменьшению неприятного для них состояния дискомфорта, связанного с тем, что индивид одновременно имеет два «знания» (понятия, мнения), психологически противоречивых. Это и есть когнитивный диссонанс. Приведенный Фестингером пример о человеке, который знает, что курить вредно, но продолжает курить объясняет сущность данного типа конфликта. Два «знания» (или «когниции») - «знаю, что курить вредно» и «знаю, что курю» - противоречат друг другу. Уменьшение когнитивного диссонанса возможно через изменение одного из противоречащих представлений таким образом, чтобы они соответствовали друг другу: можно изменить «когницию» о своем поведении (бросив курить, человек получает новое «знание» - «Я не курю», вполне соответствующее другому - «Курить вредно») или «когницию» о том, что «курить вредно» (убедив себя, что представления о вреде курения преувеличены, что отказ от курения мешает справляться со стрессом, а это еще хуже, и т.д.).
Но все эти явления принимают характер конфликта только в том случае, когда преодоление диссонанса переживается как сложная психологическая проблема, затрагивающая значимые для человека представления, убеждения, ценности и потому делающая ее решение тяжелым.
Ролевые конфликты
Противоречивые конфликты, затрагивающие деятельностную сферу жизни личности, могут переживаться как ролевые конфликты.
Одним из способов описания человека как субъекта деятельности является использование представлений о совокупности его ролей. Возникновение противоречий между различными ролевыми позициями личности, ее возможностями и соответствующим ролевым поведением может привести к возникновению ролевых конфликтов.
Традиционно различают два основных вида ролевых конфликтов, возникающих на внутриличностных уровне.
Это, во-первых, конфликт «Я - роль», противоречия, возникающие между требованиями роли и возможностями личности, когда-либо из-за неспособности человека соответствовать требованиям роли (например, занимать должность, которая предполагает необходимость быстро, без колебаний принимать решения, что ему несвойственно), либо из-за нежелания соответствовать своей роли возникает проблема выбора. Человек может или выбрать роль и изменить себе, или отказаться от роли, или же найти компромиссный способ снятия или ослабления этого противоречия. Субъективные переживания, возникающие у человека в подобной ситуации, называют конфликтом «Я - роль», или личностно-ролевым.
Второй вариант ролевых конфликтов - это межролевые конфликты, когда разные ролевые позиции личности (и соответственно требуемое ими ролевое поведение) оказываются несовместимыми, что превращается для человека в серьезную психологическую проблему.
Типичными факторами, определяющими интенсивность ролевого конфликта, считаются: степень совместимости - несовместимости разных ролевых ожиданий (поведения, требуемого ролью); жесткость, с которой эти требования предъявляются; личностные характеристики самого индивида, его отношение (установки, направленность) к ролевым ожиданиям и т.д. В этой плоскости и выполнено большинство исследований по проблематике ролевого конфликта.