После Ивана Калиты ярлык на великое княжение чаще всего оказывался в руках московского князя, но не обязательно. Ханы время от времени передавали его тверским, нижегородским и другим князьям - чтобы не допустить слишком большого усиления одного князя. До конца XIV века не очевидно было, какой из городов и княжеств станет "старейшим" - возглавит процесс объединения.
Окончательное становление Москвы как центра объединения северо-восточных земель связано с именем правнука Ивана Калиты Дмитрия Донского и с таким событием как Куликовская битва.
До сих пор московские князья считались самыми преданными Орде, и при этом именно московский князь возглавил сопротивление . Почему?
Во-первых, в Орде в это время начинался процесс распада , который раньше или позже наступал в любом средневековом государстве, и она раскололась на две части. Можно было попытаться использовать ослабление Орды, для того, чтобы сбросить иго.
Во-вторых, был известен пример ВКЛ . Это государство, которое объединилось вокруг Литвы, но 9/10 его территории составляли земли бывшей Киевской Руси. Объединённые силы ВКЛ под командованием князя Ольгерда в 1363 году в битве на Синих Водах (приток Южного Буга) разгромили силы Орды, и земли ВКЛ перестали выплачивать дань Орде, освободились от ига.
В-третьих, князь Дмитрий отличался особой самостоятельностью . Дмитрий формально стал московским князем после смерти отца в 9 лет (1359), правил за него боярский совет во главе с митрополитом. Но уже лет с 15 князь принимал самостоятельные политические решения. Следует отметить, что его соперники за первенство на Руси - тверские, суздальские, нижегородские князья также в основном были очень молоды . Это связано с чумными эпидемиями XIV века. В 1353 году страшное бедствие разразилось в Европе: эпидемия лёгочной чумы - "чёрная смерть". В некоторых странах умерло от половины до 2/3 населения. Относительно Руси точных данных нет, но известно, например, что город Псков обезлюдел - жителей там не осталось вообще. Чума не щадила никого, и отец Дмитрия Иван Красный , и дед - Семён Гордый - стали её жертвами. Так что с ранних лет Дмитрию Ивановичу пришлось привыкать к самостоятельности.
И вот впервые в 1375 году московский князь не признал решения Орды отдать ярлык на Великое княжение тверскому князю. Дмитрий пошёл походом на Тверь и заставил тверского князя по договору признать себя "старейшим". Ясно было, что поход из Орды на Русь неминуем. В 1378 году московское войско Дмитрия и ордынское во главе с мурзой (князем) Бегичем встречаются в пределах рязанского княжества на реке Воже . Отряд Бегича был разгромлен. Эта была первая победа над силами Золотой Орды. И ясно было, что это только репетиция генерального сражения.
Два года стороны собирали силы . Дмитрий смог организовать коалицию , участие в Куликовской битве примут ополчения всех земель северо-востока, кроме Новгорода, Твери и Рязани .
Ордынские силы возглавлял Мамай . Он не был ханом, а был регентом при малолетних ханах, и, организуя поход на Русь, преследовал две цели
Заставить снова подчиняться установлениям Орды
Следствия Куликовской битвы
1) Это 1-ый разгром основных сил Орды . Куликовская битва показала, что силы Золотой Орды победить можно .
Однако до реального падения ига оставалось ещё 100 лет (Куликовская - 1380, падение - 1480)
2) Куликовская битва привела к уничтожению наиболее боеспособной части русских дружин . Через два года - в 1382 - новый хан Орды Тохтамыш подошёл к Москве. Дмитрий Донской уехал собирать дружину, но не смог этого сделать - людей, способных войти в дружину, попросту не осталось. Горожане попытались оборонять Москву без князя, даже впервые в истории Руси были применены пушки - "тюфяки" . Но это не помогло. Москва была разграблена и сожжена.
Куликовская битва - хрестоматийное событие. Тем не менее целый ряд обстоятельств остаётся невыясненным . Вот одна из загадок Куликовской битвы. В средние века полководец находился на холме позади сражающихся и оттуда руководил ходом битвы. Однако, согласно "Сказанию о Мамаевом побоище" Дмитрий Иванович на Куликовом поле решил поступить иначе. Он решил лично возглавить передовой полк и поучаствовать в сражении. Он переоделся в латы дружинника, а доспехи князя надел молодой боярин Михаил Бренк , который находился под стягом в Ставке, имитируя князя Дмитрия. Состоялся также обмен конями . Специалисты по военной истории высказывали сомнения в возможности такого обмена - дело в том, что доспехи идеально подгонялись под фигуру, при этом обладали жёсткостью, которая не позволяла доспехами меняться. Кроме того боевой конь приручался к хозяину , и другого ратника к себе не допускал. Если тем не менее такое произошло, остаётся неясным кто руководил битвой? (Михаил Бренк погиб) (Также как остаются сомнения и в локализации Куликова поля)
Социально-экономическое развитие России в XV - XVI веках
По общепринятой хронологии XV - последний век средневековья , XVI - первый век нового времени.
К концу средневековья страна, общество существенно отличались от того, что можно было наблюдать во времена Киевской Руси.
Изменилось название страны. С рубежа XV-XVI веков в официальных документах страна стала именоваться Россией . Хотя в устной речи название Русь сохраниться до конца XVIII века.
Изменился язык . С XV века исследователи говорят не о древне-, а просто о русском языке. Это означает, что мы могли бы воспринять смысл разговора.
Изменяется общество.
Приказы просуществуют более 200 лет, всего было известно 80 , одновременно действовало приказов 50 . Важнейшими были - посольский, разрядный - ведал сбором дворянского ополчения по разрядам - чем больше земли у дворянина, тем дольше он служил, поместный - ведал обеспечением дворян землёй. Важную роль, с точки зрения князя, играл аптекарский приказ. Он ведал не только изготовлением лекарств для княжеской семьи, но и проверкой пищи , которая предназначалась государю. Прежде, чем она попадала к нему на стол, её пробовали служители аптекарского приказа.
Были и приказы, которые управляли отдельными территориями , они образовывались, если какая-то новая территория включалась в состав московского государства. Таковы будут в XVI веке Астраханский и Сибирский приказы.
Местное управление выглядело так. Территория страны была поделена на земли и волости . В земли (и в крупные города) назначались бояре-наместники , а в волости волостели . И те, и другие управляли на началах кормлений . Наместник собирал дань с населения (кормился). Это была оплата его управления. Никакой зарплаты из центра он не получал . Поэтому он был больше заинтересован в сборе кормильных пошлин, нежели в том, чтобы хорошо управлять вверенной территорией. Кормление , таким образом, было княжеской наградой боярину за службу. Дворянин получал участок земли, а боярин - крупный регион в кормление.
Все места в государственном аппарате - и гражданские, и военные - замещались на принципах местничества . Боярин или дворянин получал место , соответствовавшее по иерархии месту его предков . Чем выше в системе должностей стояли предки, тем выше должны были стоять и потомки. Поскольку система должностей периодически менялась , не понятно было, что чему соответствует, возникала путаница, споры и ссоры. Известен случай, когда в XVI веке практически русскими войсками была взята Казань , два воеводы заспорили, кому из них первым въезжать в город - чьи предки стояли выше. Пока они спорили, город был отбит, и потребовался повторный штурм Казани.
4) Ко времени правления Ивана III "Русская правда" формально продолжала действовать, но уже абсолютно не соответствовала характеру общества. Потребовалось новое законодательство. В 1497 году был издан новый свод законов - "Судебник" . Самая знаменитая статья этого документа - статья о Юрьевом дне. В "Судебнике" говорилось, что крестьяне могут в течение недели до и недели после Юрьева дня осеннего (в ноябре) перейти к другому владельцу, если они расплатились с долгами (и заплатили за "пожилое").
Когда-то эта мера рассматривалась как первый закрепостительный закон. Однако к настоящему времени историки отказались от такого взгляда. По-видимому, эта мера была направлена на то, чтобы устранить социальное напряжение, дать надежду владельческим крестьянам на возможность изменения своего положения - тем самым предотвратить возможные волнения и побеги .
5) Ещё одна сфера, в которой произошли существенные изменения - идеология великокняжеской власти . Ивану III необходимо было обосновать свои права на роль руководителя всех земель Руси. Для такого обоснования представился удобный повод .
С точки зрения средневекового человека, история - это смена империй . Император выше всех других правителей. Была Римская империя, её сменила Византийская империя. В 1453 году под ударами турок-сельджуков Византия прекратила своё существование. Последний византийский император погиб , а его родственники нашли приют в Италии при дворе римского папы . И была среди них племянница императора - Софья Палеолог . Поскольку детей у императора не было, современники понимали ситуацию так. Тот монарх Европы, который женится на Софье Палеолог станет преемником славы и значения Византийской империи. Вот почему сразу несколько монархов посватались к Софье.
Однако римский папа , который фактически стал опекуном Софьи, надеялся выдать её замуж за московского князя Ивана III , и даже послал в далёкую Московию своего посланника с соответствующим предложением. Заинтересованность папы состояла в том, чтобы Иван III, получив с подачи папы столь желанную невесту, в качестве ответного дара присоединился бы к Унии - договору об объединении католической и православной церквей под главенством папы - такой договор был составлен уже давно, но предшественники Ивана III его не поддержали.
За несколько лет до предложения римского папы у Ивана III умерла жена - тверская княжна, и он поспешил согласиться с предложением. Тем более, что к его двору был доставлен писанный на кипарисовой доске портрет Софьи. Всё дело завершилось свадьбой. Софья прибыла в Москву не одна - а в сопровождении огромной свиты , куда входили греческие и итальянские врачи, инженеры, архитекторы, художники, чиновники.
С этого момента идеология великокняжеской власти была направлена на то, чтобы показать: Россия - преемница Рима и Византии - 3-я империя. Это выразилось в следующем
1 - Иван III принимает византийские символы высшей власти: герб - двуглавого орла, скипетр, державу, бармы (оплечья)
2 - В документах страну на византийский (греческий) лад начинают называть Россией - впервые это название встречалось в греческих источниках ещё в X веке
3 - Центр Москвы перестраивается таким образом, чтобы напоминать Константинополь. Например, Грановитая палата должна была копировать Золотой зал византийских императоров, в котором принимали послов, - причём всех он потрясал как своей нарядностью, так и удивительными механизмами - там был золочёный рычащий лев, парящий орёл и так далее. Обширные строительные работы возглавили архитекторы, приглашённые из Италии . В Италии в это время - самый расцвет эпохи Возрождения , так что итальянские мастера внесли ренессансный дух в архитектуру московского центра. Успенский собор - главный собор Кремля - строил Аристотель Фиорованти , а третий по счёту, на этот раз, кирпичный, кремль - братья Пьетро и Антонио Солари .
Монгольское завоевание привело к длительному экономическому, политическому и культурному упадку русских земель. На долгие годы был приостановлен процесс объединения, тяжелым бременем легла на народ ханская дань. Тем не менее, в сельском хозяйстве происходит переход к двух- и трехпольной системе севооборота, основным пахотным орудием становится соха с железным сошником, землю удобряют навозом. Как следствие улучшается эффективность сельхозпроизводства и развитие торговли в новых торговых центрах — Москве, Твери, Нижнем Новгороде. За счет накоплений казны и агрессивной политической игры на фоне внутренних распрей в Орде происходит усиление (возвышение) Московского княжества. Москва становится новым политическим центром Руси.
В борьбе за великокняжеский престол хитрый правитель Василий II активно использовал в качестве союзников ордынцев. К тому же Василия II поддерживала русская православная церковь, получившая независимость от Византии после падения в 1453 году Константинополя. Все это позволило уже Ивану III по-настоящему начать объединение Московской Руси, и добиться окончательного свержения золотоордынского ига.
Усиление великокняжеской власти, растущий авторитет дворянства за счет раздачи земель, появление институтов управления централизованным государством вызвали необходимость принятия нового свода законов Русского государства - так называемого Судебника Ивана III.
1301 — присоединение Даниилом Александровичем Коломны к Московскому княжеству.
1303, 4 марта — скончался первый московский князь Даниил Александрович, младший сын Александра Невского.
1303—1325 — княжение в Москве Юрия Даниловича.
1312 — принятие Золотой Ордой мусульманства как государственной религией.
1313—1342 — правление хана Узбека в Золотой Орде.
1318 — поход Юрия Даниловича и монгольских войск на Тверь.
1325—1340 — княжение Ивана Калиты в Москве.
1327 — восстание в Твери против баскака Чолхана. Разгром восстания Иваном Калитой.
1328 — перенесение митрополичьего стола из Владимира в Москву.
1337 — основание Сергием Радонежским Обители на берегу реки Кончура. С 1345 Троице-Сергиев монастырь. С 1742 Троице-Сергиева лавра.
1340—1353 — княжение Симеона Гордого в Москве.
1353—1359 — княжение Ивана II Красного в Москве.
1359—1389 — княжение в Москве Дмитрия Ивановича.
1367 — строительство белокаменного Кремля в Москве.
1375 — поход московских войск против Твери. Заключение московско-тверского договора. Признание Тверью «старейшинства» Москвы.
1377 — поражение русских войск на реке Пьяне от монгольских войск.
1378 — битва на реке Воже. Победа Москвы над ордынскими войсками под командованием Бегича.
1380 — первое упоминание в грамоте литовского князя Ольгерда города Калуга (сейчас административный центр Калужской области).
1382 — разорение Москвы Тохтамышем. Возобновление русскими княжествами выплаты дани Орде.
1393 — присоединение Нижнего Новгорода к Москве.
1395 — разорение Тимуром Золотой Орды.
1389—1425 — княжение Василия I Дмитриевича.
1410, 15 июля — битва при Грюнвальде. Польско-литовские войска нанесли поражение Тевтонскому ордену.
1417—1428 — эпидемии чумы на территории Руси.
1425—1462 — княжение Василия II Темного.
1433—1453 — феодальная война второй четверти XV века.
1439 — Флорентийская уния.
1462—1505 — княжение Ивана III.
1466—1472 — путешествие Афанасия Никитина по Персии, Индии и Турции.
1469 — первое упоминание в русских летописях города Чебоксары (сейчас столица Чувашской Республики).
1470—1480-е годы — строительство новых укреплений и соборов Московского Кремля.
1471 — поход Ивана III на Новгород. Битва на реке Шелони.
1472 — Иван III берет в жены племянницу императора Византии Софью (Зою) Палеолог, делает гербом Руси византийского двуглавого орла, выступив в качестве преемника Византии.
1476 — Иван III перестает платить дань Орде.
1478 — присоединение Новгорода к Москве.
1480 — Поход хана Ахтата на Москву. «Стояние на реке Угре». Падение монголо-татарского ига.
1485 — присоединение Твери к Москве. Иван III стал именоваться «великим князем всея Руси».
1485 — Судебник Ивана III. Ограничение перехода крестьян неделей до и неделей после Юрьева дня осеннего (26 ноября) и уплатой пожилого.
Расцвет русской культуры в XIV-XV веках связан не только с экономическим и политическим развитием страны, с ростом народного сопротивления, с победоносной Куликовской битвой, но и с проникновением Предвозрождения на русскую почву, которое породило новое видение мира, усилило интерес к человеческой личности и духовному развитию.
Высокого уровня развития достигло искусство русской живописи. Создалась замечательная школа, выдающимся представителем которой был русский художник Андрей Рублев.
Использовав и переработав художественное наследие предшествующего периода, Андрей Рублев довел его своим гением до невиданного совершенства. Кисти Рублева принадлежит икона «Спаса» из собора Саввино-Сторожевского монастыря и замечательный иконостас владимирского Успенского собора.
Преподобный Сергий Радонежский, под влиянием идей которого сформировалось мировоззрение Андрея Рублева, был выдающейся личностью своегс времени. Он ратовал за преодоление междоусобиц, деятельно участвовал в политической жизни Москвы, всячески способствовал ее возвышению, мирил враждовавших князей, содействовал объединению русских земель вокруг Москвы.
Особой заслугой Сергия Радонежского было его участие в подготовке Куликовской битвы. Своими советами и духовным опытом он помогал Дмитрию Донскому, укреплял в нем уверенность в правильности избранного пути. Наконец, именно он благословил русское воинство перед Куликовской битвой. Личность Сергия Радонежского обладала особым авторитетом для современников, на его идеях было воспитано поколение людей эпохи Куликовской битвы. Андрей Рублев как духовный наследник этих идей воплотил их в своем творчестве.
Замечательным творением Рублева является иконостас Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре и особенно иконы «Троица» и «Жены-мироносицы у гроба Христа».
Другом и ближайшим помощником Андрея Рублева был Даниил Черный. Ими была воспитана целая плеяда русских живописцев.
Работы Андрея Рублева и художников рублевской школы были созданы в пору наивысшего расцвета московской живописи в XV веке. Приобщившись в силу исторических условий к византийскому искусству, оказавшему воздействие на культуру большинства стран восточнохристианского мира, московские мастера сумели преодолеть византийское наследие, усвоив его отдельные элементы и приемы.
Андрей Рублев и художники его школы отказались от аскетизма и суровости византийских образов, от их отвлеченности, однако их античную, эллинскую основу претворяли в своем искусстве. Традиционные образы они наполняли новым содержанием, соотнеся его с главнейшими идеями времени: объединением русских земель в единое государство и всеобщим миром и согласием.
Ведущая роль во всем русском изобразительном искусстве того времени принадлежала иконописи, без которой не могла обойтись ни одна церковь. В 70-х годах XIV века в Новгороде, где уже сформировалась самобытная художественная школа живописи, появляется выходец из Константинополя - Феофан Грек. Огромна роль этого художника в развитии сначала новгородской, а затем московской школы живописи.
Преемником высоких традиций живописи Андрея Рублева стал художник Дионисий с сыновьями Феодосием и Владимиром. Они расписали церковь в Паф-нутьево-Боровском монастыре и Собор Иосифо-Волоколамского монастыря. Самым выдающимся памятником творчества Дионисия являются фрески Ферапонтова монастыря.
Эпоха, когда творил Дионисий, была отлична от рублевской. Раздробленная Русь уступила место централизованному государству. Искусство было призвано выражать величие и славу Московской державы, и особенно ее верховной власти, что во многом определило творчество этого художника.
Формирование Русского централизованного государства выдвинуло задачу широко развернуть строительство крепостных сооружений в городах и монастырях, а в Москве возводить храмы и дворцы, отвечающие ее значению. Для этого в столицу были приглашены зодчие и каменщики из других русских городов, итальянские архитекторы и инженеры по фортификации.
Основным строительным материалом стал кирпич. Московский Кремль, вмещавший в себя резиденцию великого князя, митрополита, соборы, боярские дворы, монастыри, был расширен до нынешних размеров, а посад охватил его с трех сторон и был прорезан радиальными улицами.
Возникла Красная площадь, часть посада - Китай-город - была окружена каменной стеной, а затем каменная стена Белого города и дерево-земляная стена Земляного города окружили столицу двумя кольцами. Это и определило радиально-кольцевую планировку Москвы.
Монастыри-крепости, защищавшие подступы к городу, были созвучны Кремлю по своему силуэту. Со временем они стали композиционными центрами окраин Москвы.
Радиальные улицы с бревенчатыми мостовыми вели к центру через увенчанные башнями ворота Земляного и Белого городов. Жилая застройка городских улиц состояла в основном из двух-трех этажных домов.
Кремли других городов, как и в Москве, следовали в своих планах рельефу местности, а на ровных местностях имели правильные прямоугольные планы. Навесные бойницы и зубцы в виде ласточкиного хвоста, примененные итальянскими архитекторами в Московском Кремле, появились и в Кремлях Новгорода, Тулы, Коломны и других городов.
Свободнее от новых влияний были крепости дальних Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей. Их мощные стены и башни сложены из крупных валунов и почти лишены декоративных украшений.
Сохранившаяся часть великокняжеского дворца в Москве, созданная архитекторами Марком Фрязиным и Петром Соларио, наделена чертами западной архитектуры, но по композиции близка к деревянным хоромам.
В архитектуре Успенского собора Московского Кремля, который было предложено строить наподобие одноименного собора во Владимире с целью подчеркнуть преемственность власти Москвы, архитектор Аристотель Фьораванти существенно переосмыслил традиции владимиро-суздальского зодчества. Собор в Москве мощнее по пропорциям и монументальнее своего прототипа.
Попытку перенести в русский храм мотивы раннего венецианского Возрождения предпринял архитектор Алевиз Фрязин при строительстве Архангельского собора.
От XIV-XV веков сохранилось несколько деревянных церквей. Более ранние - «клетские» - напоминают избу с двухскатной крышей и пристройками. Более поздние - высокие, восьмигранные, крыты шатром. Их стройные пропорции, контрасты суровых рубленых стен и резьбы галереек и крылец, их неразрывная связь с окружающим пейзажем - свидетельства высокого мастерства народных мастеров.
Росту научных знаний и просвещения способствовал процесс централизации Русского государства. Широкое гражданское и церковное строительство помогало развитию навыков в области техники. Введение в практику стенобитных и метательных орудий и артиллерии требовало расчета силы и дальности полета камней и ядер. Стенобитные орудия действовали при помощи рычага. Появление в Москве и Новгороде часов указывает на знакомство русских мастеров с системой зубчатых колес.
Кузнечное дело, оружейное производство, чеканка монеты, устройство труб для добычи соли, действовавших при помощи поршневого насоса, составление известкового грунта для стенной живописи - все это было связано с ростом прикладных знаний.
В России делались попытки реального объяснения явлений окружающего мира, появлялись работы, посвященные отдельным отраслям знаний. Летописцы отмечали наблюдаемые астрономические явления - описывали прохождения комет, солнечные затмения. Начали появляться специальные астрономические трактаты «О широте и долготе зимой», расстоянии между небом и землей» и тому подобные. Развивались медицинские знания.
Включение новых земель в состав Русского государства способствовало повышению интереса к географическим наукам. Русские торговцы и путешественники, налаживая связи с ближними и дальними странами вносили значительный вклад в развитие географических знаний, оставляя записи о виденных ими странах.
Таковы записи о путешествии новгородца Стефана в Константинополь, Игнатия Смольнянина в Константинополь, Палестину и Афон. Существовал дневник путешествия русского посольства в Феррару и Флоренцию на церковный собор в 1439 году и описание поездки посла Толбухина в Венецию.
Новгородец Стефан уделяет в своих записках большое внимание строительному материалу, особенно мрамору, отмечая его свойства и цвет. Автор описания путешествия русского посольства в Феррару и Флоренцию внимательно изучал европейские города: Любек. Люнебург, Аугсбург, Брауншвейг, Венецию, Флоренцию. Он интересно описывает существующие там ремесла, торговлю, благоустройство городов и строительную технику.
Одним из выдающихся путешественников второй половины XV века был тверской купец Афанасий Никитин. В 1466 году вместе с другими купцами он отправился в восточные страны. Через Шемаху, Баку, Ормуз он сумел добраться до Индии. Афанасий Никитин оставил интересное яркое описание своего странствия на основе личных наблюдений Индии и Ирана, а на основе расспросов - также Цейлона, Китая и других стран.
В Русском государстве были известны произведения античных писателей и философов. Автор «Жития» Дмитрия Донского был хорошо знаком с философскими идеями Пифагора и Платона, архиепископ Вассиан Рыло - с идеями Демокрита.
Кто правил на землях Руси в средние века? March 10th, 2018
Если до нашествия татар Русь состояла из больших княжеств (Ростово-Суздальского, Новгородского, Киевского, Рязанского, Смоленского, Черниговского и других), то с началом вассальной зависимости удельные князья получили возможность оформить свои города в качестве самостоятельных наследственных феодальных владений.
И они немедленно ею воспользовались.
Распад Древнерусского государства и Литва
Так появились полноценные независимые государства, число которых вскоре стало измеряться десятками. И хотя формально старшим среди князей считался владимирский, все понимали — настоящая верховная власть находится в Орде. А независимые князья могут делать в своих владениях что захотят, не считаясь с традициями и старшинством.
Великий князь литовский Гедимин — основатель династии
В XIV веке началось стремительное возвышение Литвы. Несмотря на своё название Великое княжество Литовское создавалось на древнерусских землях и имело такое же отношение к коренной этнической Литве — Жемайтии и Аукшайтии — как русские княжества к финно-уграм, когда-то населявшим просторы Северо-Восточной Руси.
Если в древнерусских княжествах у власти оставались Рюриковичи, то в Литве появилась собственная династия Гедиминовичей.
Правящая фамилия, судя по всему, происходила от племенных князей ятвягов, которые в то время имели славу настоящих дикарей и разбойников.
Вообще в средние века, когда все увлечённо резали друг друга, получить репутацию разбойников могли лишь народы с особенным складом характера. Ятвяги как раз могли этим похвастаться.
Воинственность литовских Гедиминовичей стала важным фактором их политики.
Три части русских земель после нашествия татар
Через сто лет после нашествия татар русские земли выглядели совсем иначе. На северо-востоке находился конгломерат множества удельных княжеств под формальной властью Москвы. Однако её правители назывались Великими князьями Владимирскими: московские земли всё ещё были недостаточно престижными, чтобы давать право на власть над другими русскими княжествами.
Во всех уделах этого региона правили Рюриковичи — старая русская династия. Формально Московская Русь оставалась вассалом Орды. Фактически — вассальные обязательства уже с середины XIV столетия игнорировались, а зависимость ограничивалась выплатой дани.
На западе лежали владения Гедиминовичей. Их первыми большими приобретениями стали Полоцкое и Туровское княжества, которыми до этого правили князья дома Рюрика. Вместе с Вильно эти территории и составили коренные земли Литвы.
В XIV веке власть литовских князей начала постепенно распространяться на соседние русские княжества: Киевское, Смоленское, Переяславское, Новгород-Северское. Однако захватив эти области Литва попала в вассальную зависимость от Орды. Соответственно, с 1362 года Гедиминовичи получали ханские ярлыки на право владения частью Руси и платили положенную дань.
Даниил Галицкий из рода Рюриковичей, потомок киевского князя Владимира Мономаха, в 1252 году принял от Папы Римского титул «короля Руси».
С помощью престижной королевской короны он надеялся укрепить свою власть.
Впрочем, его наследники забыли о титуле, и следующим «королём Руси» стал лишь внук Даниила — Юрий.
Почему именно он? При Юрии Галицкое и Волынское княжества объединились. Однако в то же время рядом находились более сильные Польша и Литва, и Галицкая Русь — как наиболее отдалённая, периферийная часть русских земель — была обречена на растерзание соседями.
Галиция, разумеется, тоже была вассалом Золотой Орды, платила ханам дань и даже отправляла войска для участия в совместных с татарами походах на Польшу.
Противостояние Москвы и Литвы
Во второй половине XIV века политическая ситуация в русских землях резко поменялась. На востоке возвышение Москвы привело к первой попытке освободиться от татарского ига: русское войско московского княза Дмитрия победило в битве на Куликовом поле.
На западе расширение Литвы привело к конфликту с Москвой. Их противостояние стало основным содержанием русской внутренней политики в следующие сто лет.
Конфликт был связан с решением вопроса об объединении Руси. На роль главы нового единого государства претендовали и старые Рюриковичи, и новые Гедиминовичи.
Первоначально позиция литовских князей была сильнее благодаря численности войска и богатству владений, однако, с точки зрения легитимности, московские князья оказались в более выгодном положении. Именно они могли претендовать на восстановление власти по праву династической преемственности.
Позднее к противостоянию добавился религиозный конфликт между православием и католичеством. Но в XIV-XV веках перед потомками удельных князей — которые все без исключения были Рюриковичами — стоял простой выбор: служить великому князю из «своей» династии или из чужой. Многие осознанно выбирали «своих».
Приключения титула «короля Руси»
А вот Галицкая Русь в конце XIV века перестала существовать. С 1349 года за земли Галиции шла ожесточенная борьба между Польшей и Литвой.
Война завершается в 1392 году разделом неудавшегося королевства. Галиция стала принадлежать Польше, а Волынь отошла к Литве. При этом литовские князья стали называться Великими князьями Литовскими и Русскими. Польские короли Людовик и Казимир III также некоторое время использовали титул «король Руси».
Следующие польские правители, уже из династии Гедиминовичей, про галицийский титул забыли. Зато о нём немедленно вспомнили венгерские короли.
Используя титул, они символически обозначили претензии на земли Галиции, происходящие от её первого завоевателя — короля Людовика. Монарх по совместительству был правителем не только Польши, но и Венгрии.
«Рейтан — упадок Польши». Художник Ян Матейко
Титул королей Галиции и Лодомерии (Лодомерия — это искаженное венграми и немцами название Владимиро-Волынских земель) стал уже реальным титулом коронного австрийского владения.
И чем же всё закончилось?
В XV веке на русских землях произошли большие перемены. Москва смогла подчинить себе большую часть русских княжеств, когда-то входивших в состав Древнерусского государства. Это дало её правителям возможность на законных основаниях принять титул государя всея Руси, объявив о преемственности своей власти от киевских Рюриковичей, а заодно и правах на все земли, ранее входившие в состав Киевского государства.
Литва, попавшая в зависимость от католической Польши, постепенно теряла владения. Удельные князья Литвы, пользуясь феодальным правом выезда, уходили на службу к московским Рюриковичам вместе со своими княжествами.
Уже в конце века Московское княжество полностью освободилось от власти Орды, в то время как Литва продолжала платить дань и получать ярлыки уже от Крымского ханства.
Так завершилась история средних веков на землях Руси.