Главная задача работы логопеда — постановка звуков.
Для того, чтобы дети с интересом посещали логопедические занятия, я предлагаю игры, направленные на формирование правильного звукопроизношения.
В таких играх ребёнок не просто повторяет заданное ему слово, а выполняет определенные игровые действия, что приводит к наилучшему результату и формирует положительное отношение к занятиям.
Игры, направленные на формирование правильного звукопроизношения:
Игра «Солнышко»
Материал: солнце, лучи солнца.
Ход игры: Ребёнок повторяет заданные слова, словосочетания, предложения и прикрепляет по одному лучу.
Игра «Дары леса»
Цель: дифференциациязвуков «Л», «Р» в словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи.
Материал: лесная поляна, грибы, желуди.
Ход игры: Ребенок повторяет заданное слово, определяет какой звук в этом слове «Л», «Р», если звук «Р» берет гриб, а если звук «Л» берет желудь.
Игра «Дары осени»
Цель: дифференциация звуков «Л», «Р» в словах, классификация по группам, автоматизация звука «Р» в словосочетаниях и предложениях.
Материал: овощи, фрукты, буквы Л и Р, картинка куклы.
Ход игры:
Вариант 1. Ребёнок берет картинку, называя ее, определяет какой звук встречается в названии картинки и кладет картинку в соответствующую колонку.
Вариант 2. Придумать кукле имя. Например, Лера собирает в огороде помидоры.
Игра «Цветик – семи цветик»
Цель: автоматизация звуков в словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи.
Материал: лепестки цветка, сердцевина.
Ход игры: Ребёнок повторяет заданное слово, берет лепесток и начинает собирать цветок. Игра продолжается до тех пор, пока у каждого не получится цветок.
Игра «Осенний листопад»
Цель: автоматизация звуков в словах, словосочетаниях, дифференциациязвуков «Л», «Р» в словосочетаниях.
Материал: листья разных цветов.
Ход игры:
Вариант 1. Ребенок повторяет заданное слово и берет любой лист.
Вариант 2. Ребенок берет лист называет его цвет, например, Я взял лист желтого цвета.
Я взяла лист красного цвета. Определить какой звук в слове «Л», «Р».
Игра «Магазин»
Цель: автоматизация звука «Р» в словах, классификация картинок по группам.
Материал: картинки, стеллаж с полками.
Ход игры: Ребенку предлагается назвать картинки и разложить их по группам и назвать каждую группу.
Игра «Волшебные цепочки»
Цель: автоматизация звука «Л» в словах, классификация картинок по группам.
Материал: картинки.
Ход игры: Ребенок называет картинки выкладывает их в одну цепочку, а после того как ребёнок выложил все картинки логопед просит объединить картинки в несколько групп.
Игра «Какой звук спрятался в словах?»
Цель: дифференциация звуков «Л», «Р» в словах.
Материал: картинки, бувы Л и Р.
Ход игры: Ребёнок берет называет картинку и определяет какой звук встречается в этом слове «Л» или «Р» и кладет картинку в соответствующую колонку к букве Л или Р.
Журавлёва Людмила Михайловна,
учитель-логопед, МБДОУ № 4 «Снегурочка»
комбинированного вида,
Ямало-Ненецкий Автономный Округ,
г. Салехард
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.
Разработала учитель-логопедвысшей квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад №67»
г.Березники Пермский край
«Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – увеличение детей с различными нарушениями речи. Поэтому поиск новых форм организации коррекционной индивидуальной и подгрупповой НОД детей дошкольного возраста становится приоритетным направлением на сегодняшний день».
Потребность в игре заложена в ребёнке самой природой. Авторские игры вовлекают дошколят в практическую деятельность, целями которой являются развитие фонематической стороны речи, а также пробуждение потребности постоянного общения со звуком и желание постоянно совершенствовать правильное звукопроизношение. Дети получают удовольствие от процесса игры. И хотя речевые игры часто требуют напряжения сил, концентрации внимания, выдержки, быстроты реакции диктуемой инструкцией, дети считают, что играть в них вовсе не трудно. Именно поэтому дети вступают в игру без опасения и боязни, увлекаясь красочностью предметных картинок, играют, не обращая внимания на время и возможную усталость.
Игры, которые я использую в коррекционной работе, формируют у детей способность добиваться максимальной чёткости в произнесении слов и фраз с заданным звуком и умение оценивать их качество.
Используя игры, необходимо вдумчиво готовиться к индивидуальной и подгрупповой НОД:
- тщательно подбирать материал с отрабатываемым звуком и без него,
- проверять материал и оборудование игр, что помогает активизировать не только процесс произнесения звуков, но и различные психические процессы, необходимые в дальнейшем школьном обучении.
В ходе игры учитель-логопед лишь контролирует процесс, предоставляя детям максимальную свободу в подборе картинок и выполнении условий игры. Интонация при объяснении инструкции должна быть эмоциональной, но не навязчивой, лаконичной, но не резкой.
Очень трудной и несколько монотонной для дошколят является работа по автоматизации звуков. Детям приходится многократно повторять одни и те же слоги, словосочетания и предложения. Чтобы эти упражнения не вызывали у детей скуку и нежелание работать, мы в своей работе применяем разнообразные игры и игровые задания.
По направленности выделяются следующие виды обучающих игр:
- для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;
- для развития фонематического восприятия;
- для развития мелкой моторики;
- по обучению грамоте;
- по совершенствованию грамматического строя речи;
- по обогащению словаря;
- для развития связной речи.
За годы своей работы мною было изготовлено множество различных игр. Некоторые игры я наблюдала у коллег и при изготовлении их для себя обязательно перерабатывала, видоизменяла, некоторые придумывала сама. Но при изготовлении игр старалась, чтобы они развивали как можно больше речевых функций.
Мною был разработан сборник игр, используемых на индивидуальных и подгрупповых занятиях с описанием и фотоприложением.
Игры, которые я хочу представить вашему вниманию, многофункци-
ональны. Данные игры служат для автоматизации и дифференциации звуков, направлены на развитие фонематического слуха и восприятия, мелкой и артикуляционной моторики, способствуют формированию лексикограммати-
ческих категорий.
Они предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста как индивидуально, так и в подгруппах.
Сборник дидактических игр по коррекции звукопроизношения.
В сборник входят двадцать игр. Вашему вниманию представлены три игры.
1. Дидактическая игра «ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНКА».
Игра для детей 5-7 лет. Проводится индивидуально или подгруппой по 2-3 человека.
ЦЕЛИ: Автоматизация и дифференциация всех групп звуков.
Совершенствовать грамматически правильную речь.
Развивать мелкую моторику.
Коррекция фонематического слуха.
МАТЕРИАЛЫ: Коробка с отверстиями по всей площади и нарисованной травой; цветочки из плотного цветного картона (синего, жёлтого,зелёного и красного цвета) с маленьким отверстием по центру; палочки от чупа-чупса; основания для свечей к торту; кружочки с нарисованными предметами на все группы звуков с маленьким отверстием по центру.
СБОРКА цветка: на острую часть основания для свечи наколоть цветок, сверху приколоть картинку. В широкую часть основания для свечи вставить палочку от чупа-чупса.
ХОД ИГРЫ:
На столе выкладываются кружочки с изображением картинок с автоматизируемыми звуками и без них. Каждому ребёнку раздаются цветочки, палочки и основания для свечей.
1 ВАРИАНТ: Найди картинку с заданным звуком, собери цветок и поставь на полянку.
2 ВАРИАНТ: На цветок синего цвета помести картинки со звуком С, на зелёный со звуком З (на жёлтый цветок – звук Ж, на зелёный – З и т.д.)
3 ВАРИАНТ: Если автоматизируемый звук находится в начале слова, поставь его на красный цветок, если в середине – на жёлтый, в конце – на зелёный.
4 ВАРИАНТ: Собери цветок с автоматизируемым звуком и образуй от данных слов множественное число. С каждой из картинок составь предложение.
5 ВАРИАНТ: Сгруппируй цветы по какому-либо признаку (одежда, посуда, животные, продукты…).
2. Дидактическая игра «СПАСИТЕ МУХУ».
Игра предназначена для детей 4-7 лет. Используется индивидуально или подгруппами по 4 человека.
ЦЕЛИ: Автоматизация и дифференциация разных групп звуков в слогах и словах. Развитие фонематического слуха. Формирование грамматически правильной речи.
Оборудование: Лист ватмана 50х50 с нарисованной на нём паутиной. По углам паутины расположены кружочки красного, жёлтого, синего и зелёного цвета с пришитыми к ним прозрачными кармашками. В центре паутины чёрный кружочек для паука. 4 пробочки от пластиковых бутылок таких же цветов с приклеенными к ним изображениями мухи, и 4 пробка такого же цвета с изображением паука. Кружочки с изображением предметов на все группы звуков. Кружочки-символы гласных звуков (А – большой кружок, О – овал, У – маленький кружок, И – прямоугольник, Ы – половинка кружочка).
Ход игры.
Дети выбирают себе, не глядя, муху из мешочка. Цвет мухи определяет цвет игрового поля.
Мухи целый день летели (имитация полёта мухи)
И совсем забот не знали,
Крошки хлеба подбирали (приседают, показывают, как ест муха)
И друг друга догоняли (догоняют друг друга).
Не на шутку разыгрались (мух сажают в центр паутины),
В паутину все попались.
ВАРИАНТ 1.
В прозрачные кармашки вставляются картинки с автоматизируемыми или дифференцируемыми звуками
Спасите своих мух от паука. Муха выбирает дорожку своего цвета. Чтобы узнать, какая муха первой ходит, достают из мешочка паука, который вышел на охоту.
Муха (ребёнок) находит свой ряд и «летит» по нему, называя картинки. Паук (логопед) двигается за ней. Если муха неправильно произносит звук в автоматизируемом слове, паук её съедает.
Усложнение: «Перелетая» от слова к слову, муха-ребёнок придумывает предложение со словами на заданные звуки.
Усложнение: Согласовать данные слова с числительными: один, два, три, пять, семь.
ВАРИАНТ 2.
Для закрепления автоматизируемых или дифференцируемых звуков в слогах.
В кармашки вставляются символы гласных звуков.
Муха, «перелетая» от кружочка к кружочку, называет получившиеся слоги с автоматизируемыми или дифференцируемыми звуками: СА-СО-СУ-СЫ;
СА-ША, СО-ШО, СУ-ШУ… Если ребёнок ошибся, паук «съедает» муху.
3. Дидактическая игра «ПУТЕШЕСТВИЕ ПОЧЕМУЧКИ».
Игра предназначена для детей 5-7 лет. Играть можно индивидуально и подгруппой до 4 человек.
Цель: Автоматизация всех групп звуков в словах и предложениях.
Развивать фонематический слух.
Развивать звуко-слоговой анализ.
Совершенствовать грамматически правильную связную речь.
Развивать мышление (доказывать свой выбор).
Материалы: Игровое поле (на поле размещается 4 ряда картинок по 4 картинки в каждом ряду. К одному квадрату в каждом ряду снизу прикреплён магнит: в 1 ряду на 3 квадрате, во 2 ряду - на 4 квадрате, в 3 ряду - на 2 квадрате, и в 4 ряду - на 4 квадрате), игрушка из киндер сюрприза с приклеенным к основанию магнитом, по 4 фишки разного цвета (красные, жёлтые, синие, зелёные). Игровые таблицы с картинками на автоматизируемые звуки: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Л (9 штук)
Таблица №10 артикуляция. В квадратах нарисованы положение губ, языка, колокольчик целый и зачёркнутый, характер воздуха (струя холодная, тёплая, взрыв).
Таблица №11. Сказки. 1 ряд: шапка-невидимка, Василиса, Карабас Барабас, бабка; 2 ряд: пират, волшебная палочка, баба Яга, Пьеро; 3 ряд: Мальвина, Дюймовочка, ковёр-самолёт, Кощей; 4 ряд: старик, Буратино, Золушка, сапоги-скороходы.
Правила игры: Участвуют 1-4 ребёнка. Дети выбирают себе фишки определённого цвета. Ребёнок «змейкой» водит бегемотика по картинкам. На тех картинках, где бегемотик примагничивается, ставит фишки. Затем карточка поворачивается на 90 градусов. Второй ребёнок «идёт» по картинкам и расставляет свои фишки и т.д.
ВАРИАНТ 1. Ребёнок называет предметы, на которых игрушка «прилипла», отвечая на вопрос: «Почему игрушка остановилась на этих картинках?» (В них одинаковый звук в начале слова (в середине, в конце) или твёрдый (мягкий) изучаемый звук).
ВАРИАНТ 2. Ребёнок называет предметы, на которых примагничивается игрушка и образовывает от этих слов множественное число и родительный падеж множественного числа.
Усложнение: Составить предложения с данными словами.
ВАРИАНТ 3. (игра без игрушки). Назвать только картинки с заданным звуком. Назвать картинки, в которых данного звука нет.
ВАРИАНТ 4. (таблица с артикуляцией звука).
Придумать по 3 слова с автоматизируемым звуком. Найти на таблице артикуляцию данного звука (выложить в соответствующих обозначениях фишки).
ВАРИАНТ 5: Назвать героев сказки, на которых примагнитилась игрушка. Назвать из какой сказки они пришли. Какой герой лишний? Составить сказку с выбранными героями и волшебными предметами.
Игры для формирования правильного звукопроизношения у детей с дислалией»Аня, у меня для картотеки, пока нашлись только такие игры, посмотрю еще, потом добавлю
«Игры для формирования правильного звукопроизношения у детей с дислалией»
Подбор методического материала по работе с детьми с дислалией:
ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
1)ФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ
а) «Тишина»
Цель. Автоматизация звука ш.
Описание игры. Водящий стоит у одной стены, а все остальные дети — у противоположной. Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему; при каждом неосторожном движении водящий издает предостерегающий звук ш-ш-ш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего, сам становится водящим.
б) «Поезд»
Цель. Автоматизация звука ш в слогах и словах.
Описание игры. Дети становятся друг за другом, изображая поезд. Впереди поезда паровоз (кто-либо из детей). Поезд отправляется по команде «По-шел, по-шел, по-шел». Темп постепенно ускоряется. Подъезжают к станции (условленное место или постройка из кубиков) и говорят: «При-шел, при-шел, при-шел» (замедленно: ш, ш, ш — выпустил пар). Затем дается звонок, свисток — и движение возобновляется.
Примечание. Можно ввести в игру семафор, продажу билетов. Можно усложнить игру — дети будут изображать разные поезда, например скорый и товарный. Скорый движется под звуки шу-шу-шу - (быстро), товарный — шшшу-шшшу (медленно).
в) «Пчелы и медвежата»
Цель. Автоматизация звука ж.
Описание игры. Играющие дети делятся на две группы: одна группа — пчелы, другая — медвежата. Пчелы влезают на гимнастическую стенку (или стульчики). Это улей. Медвежата прячутся за деревом (скамейкой). Услышав сигнал «Пчелы, за медом!», дети спускаются на пол, убегают в сторону и, как пчелы, перелетают с цветка на цветок. Медвежата в это время перелезают через скамейку и на четвереньках идут к улью. На сигнал «Медведи идут пчелы возвращаются со звуком ж-ж-ж-ж. А медвежата быстро выпрямляются и убегают.
При повторении игры дети меняются ролями.
г) «Жадный кот»
Цель. Дифференциация звуков ш—ж.
Описание игры. Выбирают водящего. Он кот. Кот садится в угол и говорит: «Я ужасно жадный кот, всех мышей ловлю — и в рот». Остальные дети — мышки. Они проходят мимо кота и испуганно шепчут: «Тише, тише, кот все ближе, ближе». Дети дважды произносят эти слова. С последними словами кот выскакивает и ловит мышей. Кто попался коту в лапы, должен произнести 5—10 раз слова «тише» и «ближе». Затем роль кота передается другому ребенку, и игра продолжается.
д) «Воробушки»
Цель. Автоматизация звука ч в звукоподражании.
Описание игры. Дети (воробушки) сидят на стульчиках (в гнездышках) и спят. На слова педагога «В гнезде воробушки живут И утром рано все встают» дети раскрывают глаза, громко поют:
Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик!
Так весело поют, Заканчивает педагог.
После этих слов дети разбегаются по комнате. На слова педагога «В гнездышко полетели!» возвращаются на свои места.
е) «Чижик»
Цель. Автоматизация звука ч и дифференциация звуков ч—ж.
Описание игры. Один ребенок кошка, Остальные дети — чижики. Они занимают часть площадки, которая обведена мелом. Это клетка. Другая часть площадки свободна. Педагог (или выбранный ребенок) говорит:
Чижик в клеточке сидел, Чижик в клетке громко пел: «Чу-чу-чу, чу-чу-чу, Я на волю улечу».
После этих слов чижики взмахивают руками и летят к свободной части площадки, произнося слова:
Чу-чу-чу, чу-чу-чу, Я на волю улечу.
Появляется кошка, и чижики снова летят в свою клетку. Кошка ловит чижиков.
ж) «Разведчики»
Цель. Автоматизация звука щ в словах и фразах.
Оборудование. Щетка, игрушечный щенок, щепка, ящик, плащ, клещи.
Описание игры. Педагог усаживает детей полукругом и говорит, что они будут играть в «разведчиков». Детям показывают предметы, которые будут спрятаны. Их нужно найти. Для поисков выделяют группу разведчиков, которые должны найти предмет, принести его и назвать. Тот, кто отыскал и назвал предмет правильно, получает значок разведчика. (По аналогии игра может быть, организована для автоматизации любого звука.)
2) ФОРМИРОВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ С, С’, З, З’, Ц
а) «Насос»
Цель. Автоматизация звука с.
Описание игры. Дети сидят на стульях. Педагог говорит им: «Мы собираемся поехать на велосипедах. Надо проверить, хорошо ли надуты шины. Пока велосипеды стояли, шины немного спустили, надо их накачать. Возьмем насос и будем накачивать шину: «с-с-с... » Дети встают и по очереди, а потом все вместе накачивают шины, произнося звук с и подражая действию насоса. Если у ребенка звук с не получается, значит, он неточно выполняет движения. Насос ремонтируется.
б) «Цветы и пчелки»
Цель. Автоматизация звука з.
Описание игры. Перед началом игры условливаются, кто будет пчелками, а кто — цветами (например, мальчики — цветы, а девочки — пчелки). Затем все разбегаются по комнате или площадке. Как только раздается сигнал педагога (удар в бубен или хлопок в ладоши), дети, изображающие цветы, встают на колено. Пчелки машут крыльями и перелетают с цветка на цветок, при этом они подражают жужжанию пчел: в-з-з-з-з. При новом ударе бубна дети меняются ролями, разбегаются по площадке, и уже другие пчелки упражняются в произношении звука з.
в) «Зайцы и лиса»
Цель. Автоматизация звуков с—з в тексте.
Описание игры. По числу играющих по краям площадки чертятся норки или ставятся стулья. Дети (зайчики) стоят у своих норок. Один из играющих — лиса. Зайчики произносят текст: Серый зайка прыгает Возле мокрых сосен, Страшно в лапы лисоньки, Лисоньки попасть...
Зайки выбегают из норок и скачут на обеих ногах. Затем они образуют хоровод и прыгают по кругу. Раздаются слова педагога:
Зайки, ушки навострите, Влево, вправо поглядите, Не идет ли кто?
Зайцы оглядываются по сторонам, увидев лису, которая потихоньку пробирается к ним, кричат: «Лиса!»— и разбегаются по норкам. Лиса ловит зайцев. Игра повторяется.
Г) «Кот Васька»
Цель. Дифференциация звуков с, с’, з, з", ц в тексте.
Описание игры. Дети (мышки) сидят на стульчиках или ковре, один ребенок — кот. Он идет на носочках, смотрит то направо, то налево, мяукает.
Педагог и дети: Ходит Васька беленький, Хвост у Васьки серенький, А летит стрелой, А летит стрелой.
Кот бежит к стульчику, стоящему в конце комнаты, и садится на него — засыпает.
Дети: Глазки закрываются — Спит иль притворяется? Зубы у кота — Острая игла.
Одна мышка говорит, что она пойдет посмотрит, спит ли котик. Посмотрев, она машет руками, приглашая к себе других мышек. Мышки подбегают к ней, скребут по стулу, где спит кот. Кот Васька:
Только мышки заскребут, Серый Васька тут как тут. Всех поймает он!
Кот встает и бежит за мышками, они убегают от него.
3) ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ШИПЯЩИХ И СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ
а) «Прогулка на велосипедах»
Цель. Дифференциация звуков с—ш.
Описание игры. Педагог говорит; «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Слабо надуты, подкачаем их насосом: с-с-с... (Дети, имитируя насос, произносят: с-с-с...) Хорошо накачали шины, только слышим: воздух шипит. Оказалось, что в шине маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Как выходит воздух из шины? (Дети ш-ш-ш...) Заклеим дырочку и еще раз накачаем шину. (Дети: с-с-с...)
Вот теперь можно кататься на велосипедах. А кто помнит, как воздух выходил из шины?» (Дети: ш-ш-ш...)!
Можно обратить внимание детей, что когда они накачивали шину и произносили звук с, то воздух был холодным, язык был внизу. Когда воздух выходил из шины (ш-ш-ш...), он был теплый, язык находился вверху.
б) «Кот и мыши»
Оборудование. Веревка, два стула, скамейка.
Описание игры. Один из играющих — кот, а остальные дети — мыши. Мыши помещаются в подполье (за веревкой, натянутой между двумя стульями). Кот садится на стул спиной к мышам. Ведущий говорит:
На скамейке у окошка Улеглась и дремлет кошка. Вот теперь мышам раздолье, Быстро вышли из подполья, Разбрелись все по углам, Тащат крошки тут и там.
На слова ведущего «быстро вышли из подполья» мыши пролезают под натянутой веревкой и бегают по двору. Ведущий говорит:
Кошка глазки открывает, Кошка спинку выгибает. Когти распускает. Прыг — побежала, Мышек разогнала!
Кот делает движения, соответствующие словам ведущего. На слова «прыг — побежала» кот вскакивает со стула и ловит мышей, а мышки бегут в подполье (подлезают под веревку).
в) «Маленькие домики»
Цель. Дифференциация свистящих и шипящих звуков.
Оборудование. Маски зверей.
Описание игры. Для игры выбирают зайца-вожака, волка. Остальные дети — зайчики. Они сидят на стульях по кругу. Заяц-вожак ходит по кругу, стучится в домики к зайчикам:
Маленькие домики в лесу густом стоят,
Беленькие зайчики в домиках сидят.
Один зайка выбежал, он по лесу бежал,
Лапочкой в окошечко ко всем, ко всем стучал.
Выходите, зайчики, пойдемте в лес гулять.
Если волк появится, мы спрячемся опять. Затем, находясь в центре круга, манит руками детей. Зайчики выбегают, прыгают, скачут до тех пор, пока не появится волк. При появлении волка зайчики прячутся в свои домики. Волк ловит зайцев. Пойманный становится волком, и игра продолжается.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВ Р, Р’, Л, Л’
а) «Оркестр»
Цель. Автоматизация звуков р, р" в слогах.
Описание игры. Дети садятся полукругом. Одна группа детей — трубачи, другая — скрипачи, третья — ударники. Педагог — дирижер. Он показывает каждой группе, как нужно подражать движениям трубачей, скрипачей и ударников. Потом предлагает спеть какой-нибудь знакомый мотив. Трубачи поют слог ру-ру-ру, скрипачи — ри-ри-ри, а ударники — ра-ра-ра. После репетиции педагог начинает дирижировать. Поет только та группа, на которую педагог указывает палочкой. Когда педагог поднимает обе руки, играют все одновременно. Затем педагог вызывает трех-четырех детей и предлагает им исполнить на любом инструменте какую-нибудь песню. Остальным детям предлагает угадать, какую песню исполняли.
б) «Пароход»
Цель. Постановка и автоматизация межзубного звука л..
Оборудование. Для игры потребуется вода (тазик — в помещении, на улице — ручеек), игрушки; пароход, маленькие куклы, матрешки.
Педагог обращается к детям: «Мы поедем кататься на пароходе. Вы знаете, как гудит пароход? Послушайте: ы-ы-ы... Повторим все вместе, как гудит пароход.
А теперь положите широкий кончик языка между зубами, закусите его слегка и погудите, как пароход: ы-ы-ы...» Дети гудят. Педагог продолжает: «Пароход может давать несколько гудков». Затем предлагает детям по очереди прокатить на пароходе зайчика, матрешку и т.п. Фиксируется внимание детей на том, что у них получился звук ллл, когда они прикусили кончик языка.
в))«Найди свою картинку»
Цель. Дифференциация звуков л—р в словах.
Оборудование. Картинки, в названии которых есть звук л или р. На каждый звук подбирают одинаковое количество картинок.
Описание игры. Педагог раскладывает картинки рисунком вверх, затем распределяет детей на две группы и говорит им, что одна группа будет подбирать картинки на звук л, а другая — на р. По сигналу педагога из каждой группы к столу подходит по одному ребенку. Один берет картинку на звук л, другой — на звук р. Подойдя к своей группе, ребенок хлопает по ладони впереди стоящего и становится в конце группы, а тот, кто оказывается первым, идет за следующей картинкой и т.д. Когда все дети возьмут картинки, обе группы поворачиваются лицом друг к другу и называют свои картинки. При повторении игру можно немного видоизменить: выигрывает та группа, которая быстрее подберет свои картинки.
г) «Поймай комара»
Цель. Дифференциация звуков л, л", р, р" в тексте.
Оборудование. Тонкий прут длиной 1 м 25 см с привязанным к нему шнурком длиной 1/2 м, на конце которого комар, сделанный из картона.
Описание игры. Дети становятся в круг, посредине педагог, который обводит (кружит) прутом по воздуху немного выше головы детей. Дети подпрыгивают и стараются поймать комара. Тому, кто поймал комара, дети поют песенку:
Ай, да Коля (Оля) молодец! Комару пришел конец! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, Комару пришел конец!
АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАЗНЫХ ЗВУКОВ
а) «Переполох»
Оборудование. Могут быть использованы маски.
Описание игры. Одна группа детей - курочки, другая - петушки, третья - гуси, четвертая - котята. Один из ребят изображает собаку, педагог (или ведущий) - хозяйку.
В начале игры все птицы сидят на насестах, а котята - на деревьях (заборчик, трибуна, лесенка); собака спряталась в конуре.
Выходит хозяйка кормить птиц. «Цып-цып-цып!» - созывает она курочек и петушков. «Тега-тега-тега!» - зовет гусей и рассыпает им корм.
Птицы сбегаются к ней (слезают с насестов) и начинают клевать зерна (имитируют движение).
«Кис-кис-кис!» - зовет хозяйка котят и дает им молоко, а сама уходит. Появляется с лаем собака. Начинается переполох.
Как только поднимается переполох (куры с кудахтаньем, петухи с кукареканьем, гуси с гоготом, котята с мяуканьем взбираются на деревья и на лесенки), прибегает хозяйка и выгоняет собаку. Игра повторяется 2-3 раза.
б) «Уличное движение»
Оборудование. Два диска (зеленый и красный).
Описание игры. Дети делятся на несколько групп, каждая из которых представляет определенный вид транспорта (трамвай, автомашину, велосипед и пр.). Посредине стоит регулировщик, в руках у него два диска. Когда он поднимает зеленый диск, трамвай движется по обозначенным рельсам, машины идут свободно и издают соответствующие звуки. Грузовая машина: ту-ту-ту, легковая: би-би-би, автобус: вррр-вррр, трамвай: цын-цын, велосипед: динь-динь-динь.
в) «Карусель»
Описание игры. Дети водят хоровод и говорят:
Карусели, карусели, Мы с тобой на лодку сели И поехали, и поехали.
Имитируют движения веслами и произносят Звук ш-ш-ш в такт с движениями рук. Затем дети вновь берутся за руки и говорят:
Карусели, карусели, Мы с тобой на лошадь сели И поехали, и поехали.
После этих слов дети изображают всадников и в такт движениям щелкают языками.
Карусели, карусели, Мы с тобой в машину сели И поехали, и поехали.
Дети теперь изображают шоферов и, подражая звуку мотора, произносят рр-р или быстро: дэ-дэ-да, проводя пальчиком под языком.
Карусели, карусели, Мы с тобой на поезд сели И поехали, и поехали.
Дети, подражая движению поезда, гудят: у-у-у, чу-чу-чу.
Карусели, карусели, В самолет с тобой мы сели И поехали, и поехали.
Дети произносят звук р-р-р и, руками изображая крылья самолета, бегут по кругу.
г) «Магазин»
Оборудование. Предметы, в названии которые есть необходимый звук или группа звуков. (Например, для автоматизации звука с: сани, самолет, лиса, стул стол, носок, сова, сумка, миска, весы, аист, бусы и т.д.)
Описание игры. Педагог ставит на стол ряд предметов, в названии которых есть звук с. Дети сидят на стульях. Педагог по очереди вызывает детей. Они приходят в магазин и, выбирая предмет который хотят купить, показывают его всем детям, громко называют и идут на свое место.
д) «Кто тебя утром будит?»
Описание игры. Дети садятся полукругом. Выбирают водящего. Он выходит вперед, и дети его спрашивают: «Кто тебя утром будит?» Водящий отвечает, например: «Кукареку!» А дети определяют, о ком идет речь. Педагог предварительно может посоветовать, кому подражать, чтобы дети упражнялись в произношении разных звуков (вррр, ква-ква, чирик-чирик, куд-куда, гав-гав, му-у, бээ-бээ, кря-кря, га-га и т.п.).
е) «Чудесный мешочек»
Оборудование. Мешочек и набор знакомых детям игрушек.
Описание игры. В мешочек кладут игрушки, в названии которых будет использован требуемый звук (с, ш, р...) или пара звуков (с—ш). Педагог встряхивая мешочек, обращает внимание детей на то, что в мешочке что-то есть, и тем самым вызывает интерес к игре. Сначала дети по очереди пытаются определить на ощупь, что попало им в руку. Затем достают из мешочка игрушки, показывают их и называют. Кто достал петушка, показывает, как петушок поет, кто достал собачку, пока¬зывает, как она лает, и т.д.
ж) «Разные звуки»
Оборудование. Предметные картинки.
Описание игры. Дети получают парные картинки или лото, например: автомобиль, трамвай, поезд, самолет, курица, петух, гусь, утка, собака, кошка, корова, барабан, дудочка, колокольчик.
Ведущий называет предмет или животное, изображенное на картинке. Ребенок, у которого находится соответствующая картинка, повторяет название предмета и имитирует звучание данного предмета, крик животного или птицы. Остальные дети определяют, правильно ли выполнил их товарищ задание.
Ирина Вит
Дидактические игры по работе над звукопроизношением и развитием фонематического слуха
Назови и отгадай
Цель : закрепить правильное произношение звука [ З] в словах , определять его наличие в слове
Материал : картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [ З ] , парные к ним картинки без звука
Ход : воспитатель выставляет парные картинки и просит детей назвать их. Затем предлагает назвать только те в на названии которых есть звук [ З ] .
Например : замок – ключ, коза – корова.
Воспитатель исправляет ошибки в речи детй, выделяя звук голосом .
Помоги художнику
Цель : упражнять в умении подбирать похожие по звучанию слова
Материал : картинки с изображением предметов
Ход игры : в – ль показывает картинку и просит назвать её. Затем показывает чистый листок и просит детей назвать, что похожее по звучанию мог бы нарисовать художник. слова произносятся хором, индивидуально, обращая внимание на сходство и различие слов.
Например :кит – кот, рак – мак, мишка – пышка,жук – лук.
Продолжи слово
Цель : закреплять правильное произношение некоторых звуков в словах .
Ход игры : Воспитатель произносит фразу, но не договаривая её до конца, дети должны её закончить
Например : Ра –ра-ра начинается иг.
Ры –ры –ры у мальчика ша…
Ро –ро –ро у нас новое вед…
Ру –ру –ру родолжаем мы иг…
Затем предлагает детям самим придумать фразу.
Цель : закреплять умение определять наличие определённого звука в словах
Материал : паровозик с 3 вагонами,9 предметных картинок к звукам .
Ход игры : В. показывает паровозик и картинки с изображением животных и говорит,что каждое животное может ехать только в своём вагоне. В 1 вагоне могут ехать животные в названии которых есть звук определённый звук , например : «м» , во 2 вагоне со звуком «л» , в 3 вагоне «к» . Для того чтобы рассадить животных выбирают трех проводников и контролёра. Затем дети и картинки меняются.
Кто больше
Цель : упражнять детей в подборе слов с определённым звуком .
Материал : сюжетная картинка,например «улица» ,фишки.
Ход игры :воспитатель предлагает рассмотреть картинку и назвать предметы в названии которых есть определённый звук . За правильный ответ ребёнок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек
Выдели слово.
Цель : Учить выделять из речевого потока слов – слова с определённым звуком .
Ход игры : в – ль медленно произносит слова выделяя звук голосом и предлагает детям хлопать в ладоши если услышат звук в слове .
Что в мешочке
Цель : Закреплять правильное произношение звука[ц] ,выделять слова со звуком из группы других слов.
Материал : мешочек с игрушками в названии которых есть звук[ц] ,например : курица, пуговица,ножницы,а также другие игрушки : мяч, кубик
Ход игры : Воспитатель показывает мешочек с игрушками и предлагает доставать по очереди доставать игрушки и называть их. Когда все игрушки окажутся на столе воспитатель предлагает выбрать те игрушки, в названии которых есть звук[ц] и назвать их .
Цель : упражнять в правильном произношении слов с заданным звуком
Материал : игрушки в названии которых есть заданный звук
Ход игры : На стол выставляются игрушки, дети сидят на стульчиках. Воспитатель предлагает детям приходить в магазин, и покупать только те игрушки, в названии которых есть заданный звук . Название игрушки произносится громко, выделяя звук голосом
Угадай, кто кричит.
Цель : развитие слухового внимания , добиваться чёткого произношения звуков в словах .
Материал : игрушки – животные.
Ход игры : Воспитатель показывет игрушки называя их и имитирую их крик, затем ставит их за ширму. Ведущий – ребенок встаёт за ширму и выбрав игрушку имитирует крик животного, отгаданная игрушка выставляется на стол.
Первый отгадавший – ведущий.
Цель : закрепить правильное призношение звука [ш] в словах .
Материал : кукла – мальчик и кукла – девочка, игрушки : машинка, мишка, мышка, и другие игрушки в названии которых есть звук[ш] .
Ход игры : Воспитатель показывает кукол (Миша и Маша) и предлагает им на день рождения выбрать подарки. Воспитаель обращает внимание на наличие звука в словах , и следит за чётким произношением слов.
Подберём игрушку
Цель : закреплять произношение звука «ж» в словах. Находить предметы в названии которых есть звук .
Материал : кукла, игрушки : жук, жираф, ёжик, флажок, и др.
Ход игры : Воспитатель раскладывает игрушки по группе, затем показывает куклу и Предлагает придумать имя для куклы со звуком «ж» ,и подарить кукле игрушки,но только те, в названии которых есть звук «ж» . Дети и воспитатель идут по группе ищут игрушки для куклы, громко называя их.
Похожие слова
Цель : учить находить слова похожие по звучанию.
Материал : игрушки названия которых похожи по звучанию.
Ход игры : воспитатель показывает и называет игрушку : «миишшкаа» . Дети повторяют слово. Воспитатель предлагает подобрать похожее слово, например :мишка мышка, шишка, пышка… Молодцы много слов придумали. с остальными игрушками по анологии.
Цель : определение первого и последнего звука в слове
Ход игры : воспитатель загадывает загадку, когда дети её отгадают, предлагает определить первый (последний) звук в слове
Угадай – ка
Цель : выделение первого звука в слове .
Ход игры : воспитатель предлагает детям ряд заданий :
1 Назвать первый звук в именах детей
2 Назвать первый (последний) звук в словах названых воспитателем
3 Подобрать слова начинающиеся с заданного звука .
Общение ребенка со взрослыми и сверстниками наиболее успешно осуществляется тогда, когда говорящий внятно и чисто произносит слова. Нечеткое или неправильное произношение слов может быть причиной их непонимания.
Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправдано физиологическими особенностями формирования детской речи. Но для того, чтобы создать благоприятные условия для правильного произношения всех звуков, чистого и внятного произношения слов, нужно проводить специальные игры и занятия.
Закрепление правильного произношения звуков осуществляется путем многократного произношения слов, насыщенных этими звуками.
Для закрепления правильного звукопроизношения хорошо использовать специальные песенки, стихи, потешки, в которых звучат подражание голосам животных, птиц, звукам известных ребенку предметов (молотка, часов и т.д.).
Умение правильно произносить звуки – важнейшее условие хорошей дикции. Используя различные игры и упражнения, воспитатель учит ребенка четко произносить слова. Он просит произнести слова так, чтобы были слышны все звуки. Но сначала слова произносит взрослый в слегка замедленном темпе, дети повторяют, затем скорость произношения увеличивается; весьма эффективно и произношение слов шепотом – для этого требуется более артикуляция звуков.
ВО ДВОРЕ
Цель: Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.
Оборудование: Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.
Ход: Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки.
Ку-ка-ре-ку!
Кур стерегу.
Кудах-тах-тах!
Снеслась в кустах.
Мур-мур-мур,
Пугаю кур!
Ам-ам! Кто – там?
Кря-кря-кря!
Завтра дождь с утра!
Молока кому?
(А. Барто)
Прочитав стихотворение, воспитатель задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т.д.
ПЕСНЯ – ПЕСЕНКА
Цель: Закреплять правильное звукопроизношение. Развивать речевой слух и речевую активность, умение произносить звуки и звукосочетания по подражанию.
Оборудование: Большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка.
Ход: Воспитатель сопровождает свой рассказ показом игрушек-персонажей; четко произносит звукоподражания и добивается этого от ребенка при ответах на вопросы по рассказу.
Запела девочка песенку,
Пела, пела и допела.
Теперь ты, петушок, пой!
Ку-ка-ре-ку! – пропел петушок.
Ты спой, мурка!
Мяу-мяу, - спела кошка.
Твоя очередь, уточка!
Кря-кря-кря, - затянула уточка!
А ты, Мишка?
Ряв-ряв-ряв, - зарычал медведь.
Ты, лягушка, спой
Квак-квак-квак, - проквакала лягушка.
А ты, кукла, споешь?
Ма-ма, ма-ма!
Сладкая песенка!
(Г. Гербова)
В конце рассказа ребенку задают вопросы: «Как поет кошечка? Как поет Мишка?». (Рис.6)
КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА
Цель: Развивать звукоподражание, ориентировку в пространстве.
Оборудование: Шапочки курочки и цыплят (по количеству детей)
Ход: Воспитатель изображает курочку, а дети цыплят. «Курочка» с «цыплятами» ходят по лужайки и «клюют зернышки» (стучат пальцами об пол).
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки.
Ко-ко-ко да ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите!
(Т. Волгина)
Важно добиваться, чтобы дети подговаривали за воспитателем, отчетливо произносили звукосочетания «ко-ко-ко». (Рис.7)
ГАВ-ГАВ
Цель: Закреплять произношение звуков по подражанию.
Оборудование: Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка.
Ход: Воспитатель сопровождает чтение стихотворения показом картинок с изображением животных и птиц.
«Гав! Гав!» – на заре,
«Гав! Гав!» – на дворе.
На дворе щенок бежал,
А в конюшне конь заржал.
Он сердился: «Ты чего
Спать мешаешь? И-го-го!»
И сказал теленок: «Му!»
Спать мешает он ему.
И сказал теленок: «Пи!
Ты, щенок, еще поспи!»
А козленок: «Ме!» да «Ме!»,
«Подремать не дали мне».
А щенок все «Гав!» да «Гав!»,
У него веселый нрав!
И веселый этот нрав
Называется «Гав – гав!»
(по Т. Волгиной)
Важно добиваться, чтобы дети отчетливо произносили звукосочетания, подражая голосам животных. (Рис.8)
НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ
Цель: Та же
Оборудование: Картинки с изображением уточек, гусей, индюка, голубей, курочек, петушка.
Ход: Воспитатель сопровождает чтение стихотворения показом картинок.
Наши уточки с утра:
Кря-кря-кря!
Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда:
Га-га-га!
Га-га-га!
А индюк среди двора:
Бал-бал-бал!
Бал-бал-бал!
Наши гуленьки вверху:
Грру-грру-грру!
Грру-грру-грру!
Наши курочки в окно:
Ко-ко-ко!
Ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Рано-рано поутру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»
(Русская народная песня)
«Как кричит уточки?» - спрашивает воспитатель. Малыш отвечает на этот и другие вопросы обо всех птицах. Так он уточняет и закрепляет произношение звуков.
ЧАСЫ ТИКАЮТ
Цель: Развивать звукопроизношение, голосовой аппарат. Закреплять правильное произношение звуков «к», «т», «ть». Вырабатывать умеренный темп речи, умение произносить слова быстро и медленно, громко и тихо.
Оборудование: Большие и маленькие часы.
Ход: Воспитатель показывает ребенку часы и говорит: «Это – часы. Когда они идут, то тикают «тик-так, тик-так». Как тикают часы? (дети отвечают). Часы бывают большие и маленькие. Большие часы тикают громко (произносит громко) «тик-так», а маленькие – тихо «тик-так». Как тикают большие часы? А как – маленькие? (дети отвечают). Большие часы, когда идут, тикают медленно (произносит в замедленном темпе) «тик-так». А маленькие – быстро (произносит в ускоренном темпе) «тик-так». Как тикают большие часы? А как – маленькие? (дети отвечают). Важно следить за правильным и четким произношением звуков «к» и «т» (ть). (Рис.9)
ЛОШАДКА
Цель: Обучение отчетливому произношению звука «и».
Оборудование: Игрушечная лошадка.
Ход: Воспитатели показывает ребенку лошадку, объясняет, что она кричит «и-и-и» и просит малыша повторить (2-3) раза. Затем воспитатель предлагает ребенку поиграть в заводных лошадок, «заводит» ребенка-«лошадку» ключиком, тот бегает по группе и произносит «и-и-и».
АВТОМОБИЛЬ
Цель: Формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь), развивать умение произносить отдельные звукоподражания громко и тихо; ориентироваться в пространстве.
Оборудование: Картонные рули (по количеству детей), большая и маленькая машинки.
Ход: Воспитатель показывает машинки и спрашивает, как она гудят («би-и, би-и»). Затем показывает большую машину и говорит: «Большая машина гудит громко, послушай, как (произносит звукоподражание чуть громче обычного) «би-и, би-и», а маленькая гудит тихо (произносит вполголоса)«би-и, би-и». Ребенку предлагается повторить звукосочетания то громко, то тихо. Потом воспитатель предлагает детям самим покататься на машинах. Дети, изображая шоферов, бегают по группе с рулем в руках врассыпную, произнося: «би-и, би-и». (Рис.10)
БАРАБАН
Цель: Продолжать формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь), обучать регулированию силы голоса.
Оборудование: Барабан.
Ход: Воспитатель показывает барабан, стучит в него, сопровождая свои действия словами: «Бам-бам-бам! Так поет барабан». Затем спрашивает у ребенка, как поет барабан. Малыш отвечает сначала с произвольной громкостью, затем, по заданию взрослого, громко или тихо. Важно добиваться, чтобы ребенок правильно и четко произносил звук «б» (бь), а звукоподражания – громко и тихо.
КАП – КАП – КАП
Оборудование: Картинка с изображением дождя.
Ход: Воспитатель показывает картинку и говорит: «Дождик пошел. Сначала закапал тихо: «кап-кап-кап» (ребенок тихо повторяет), потом застучал сильнее: «кап-кап-кап» (ребенок повторяет громче) «кап-кап-кап». Опять тихо капает дождик и перестал!». В конце игры воспитатель читает потешку:
Дождик, дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять –
Мы промочим ножки.
(Русская народная песенка)
Ребенок вместе со взрослым повторяет звукоподражание «кап-кап-кап».
ТУК-ТУК
Оборудование: Игрушечный молоточек.
Ход: Воспитатель показывает молоточек и предлагает послушать, как он стучит «тук-тук-тук». Ребенок имитирует постукивание: кулачком-молоточком стучит по ладошки и повторяет «тук-тук-тук». Воспитатель говорит: «Мой молоточек может стучать громко (стучит и громко произносит «тук-тук-тук»), а может и тихо (показывает)». Малыш повторяет. Далее воспитатель говорит, что молоточком можно стучать быстро и медленно (показывает и произносит звукоподражание «тук-тук-тук» в быстром и медленном темпе). Малыш повторяет. В конце игры можно дать ребенку постучать своим молоточком.
Похожая информация.