Новопреставленным называется умерший человек, с момента смерти которого прошло не более сорока дней. Согласно православному верованию, после смерти, в течение первых двух дней, душа находится на земле и посещает те места, где проходила земная жизнь человека. На третий день душа переносится в мир духовный. Православные молитвы родственников о новопреставленном помогают душе пройти воздушные мытарства. Господь способен по горячим и искренним молитвам близких простить грехи умершего. Освобождение от грехов делает возможным воскрешение души для вечной блаженной жизни.
День смерти. Что делать
Ходатайствовать за подсудимого нужно до суда, а не после него. После смерти, когда душа проходит мытарства, совершается суд, надо ходатайствовать за нее: молиться и совершать дела милосердия.
Для чего нужна смерть тела?
Для многих людей смерть является средством спасения от духовной гибели.
Смерть сокращает сумму общего зла на земле. Что представляла бы из себя жизнь, если бы вечно существовали убийцы-Каины, предающие Господа Иуды и другие им подобные?
Святые отцы Церкви учат, что самое сильное и действенное средство к испрошению усопшим милости Божией – поминание их на Литургии.
Какие продукты можно положить на канун?
Господь только тогда прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление.
Тот, кто жил благочестиво, делал добрые дела, носил крест, каялся, исповедовался и причащался – тот по милости Божией может сподобиться блаженной жизни в вечности и независимо от времени кончины.
Если усопший завещал кремировать себя, нарушить эту предсмертную волю не грешно.
Зачем делаются поминки на 40 дней
А еще по одному народному поверью именно на 40 вой день поминок на целые сутки душа возвращается в родной дом, и уходит только после того как её проводят.
Иногда к такому приходу души даже тщательно готовились, стелили с вечера постель белой простыней и накрывали одеялом.
Молитвы о новопреставленном рабе божьем до 40 дней
Рождение человека приносит семье большую радость. К сожалению, в книге жизни уже отмечена дата смерти. Только от человека зависит, как и с чем он придет к этому дню. Как он проживет отведенный ему период.
Молитвы написаны в основном на старославянском. Их большое множество. В зависимости от того, в чем причина смерти и кто умер. Существует молитва и для тех, кто умер и не успел принять крещение. Среди них есть молитва Богородице о новопреставленном. Она мать Господа, и молитва к ней может помочь смягчить Небесного Царя. Найти ее можно практически в любом молитвослове. Цель поминального обеда – вспомнить умершего человека, помолиться за упокой его души, оказать психологическую поддержку нуждающимся, поблагодарить людей за участие и помощь. Нельзя устраивать обед с целью поразить приглашенных дорогими и изысканными блюдами, похвастаться обилием яств или накормить до отвала. Главное - не пища, а объединение в горе и поддержка тех, кому тяжело.
Не стоит воспринимать поминки как застолье.
Посещение могилы умершего человека – обязательная часть поминального ритуала. С собой нужно взять цветы и свечу. На кладбище принято нести парное количество цветов, четные числа – символ жизни и смерти. Возложение цветов - самый лучший способ выказать уважение умершему.
Придя, следует зажечь свечу и помолиться об успокоении души, потом просто можно постоять, помолчать, вспоминая хорошие моменты из жизни усопшего человека.
На кладбище не устраивают шумных разговоров и обсуждений, все должно проходить в атмосфере спокойствия и умиротворения.
Молитва об усопшем до 40 дней
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей), имярек, и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, имярек, Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.
Помощь себе и близкому
Молитвы о новопреставленном является высшим видом подвижничества. Плоды коего узнаются только на страшном суде. Когда люди что-то просят у Господа, то получают желаемое. За это они благодарят Господа. Если произносить их с чистым сердцем и благими намерениями, то многие грехи человека уже умершего простятся. Гнев Царя Небесного сменится на милость.
Молитва о новопреставленном является исполнением главной двуединой заповеди. Она говорит о любви к Богу и ближнему. Любить ближнего не значит просто помогать ему в мирской жизни. Это значит помочь ему тогда, когда от него уже ничего не зависит. Он пришел к Господу, и душа запятнана грехами.
Такой приход означал проявление уважения к покойному и его семье. Духовенство на поминки приглашалось формально, фактически стараясь в них не участвовать.
Придя в дом с кладбища, обязательно мыли руки, вытирали полотенцем. Очищались» также прикосновением рук к печи, хлебу, раньше даже специально топили баню и мылись в ней, переодевали одежду. Этот обычай у славян очевидно связан с представлениями об очистительной силе огня и направлен на то, чтобы оградить себя от покойного.
За то время, пока умершего доставляли на кладбище и хоронили в доме завершались приготовления к трапезе. Расставляли мебель, мыли полы, весь накопившийся за три дня мусор сметали по направлению от большого угла к порогу, собирали и сжигали. Полы требовалось мыть тщательно, особенно угол, ручки, порог. После уборки комнату окуривали дымом ладана или можжевельника.
Поминальные тризнысуществовали и в древнейшие времена, когда язычники вкушали пищу на могилах умерших соплеменников. Эта традиция вошла в христианские обряды, и древнехристианские поминальные трапезы преобразовались в более поздние времена в современные поминки.
Существуют и так называемые календарные поминки, связанные с определенными праздниками, сопровождающими хозяйственно-бытовой уклад крестьян, и вошедшие в церковную обрядность. Стремясь похоронить умершего по народным обрядам и в соответствии с церковными правилами, родные и близкие покойного часто формально следуют выполнению обрядовых действий, не вдаваясь в их значение.
Все пространство (по христианской мифологии) представляет собой несколько судилищ, где приходящая душа обличается бесами в грехах. Каждое судилище (мытарство) соответствует определенному греху, злые духи называются мытарями.
Число сорок - знаменательное, часто встречается в Священном Писании.
На поминальные трапезы собирали в первую очередь родственников, ближайших друзей, а раньше также - обязательно убогих и нищих. Особо приглашали тех, кто обмывал и обряжал покойного. Всем родственникам умершего после трапезы полагалось сходить в баню помыться.
За отпевание до сорокового дня всегда платили деньги.
Соблюдение норм в православной поминальной трапезе требует, чтобы перед началом ее кто-нибудь из близких читал 17 кафизму из Псалтири перед зажженной лампадкой или свечой.
В настоящее время меню поминального стола тоже состоит из определенного набора блюд в зависимости от того, на какие дни приходятся поминки (постные или скоромные).
Старались, чтобы на столе стояло четное количество блюд, смена их не практиковалась, но придерживались определенной последовательности приема.
В реальной жизни редко какие поминки обходятся без спиртных напитков.
Сладкие и игристые спиртосодержащие напитки обычно исключаются. Присутствие спиртных напитков на поминальном столе отчасти объясняется тем, что они способствуют снятию эмоционального напряжения, стресса, связанного с потерей родных и близких. Застольная беседа в основном посвящается поминовению усопшего, воспоминаниям добрым словом о его делах на земле, направлена и на утешение родных.
Ели по обыкновению столовыми или десертными ложками, старались не пользоваться ножами и вилками. В некоторых случаях, при наличии в семье столового серебра, родственники умершего пользовались серебряными ложками, что тоже служит свидетельством придавать серебру магические очистительные свойства.
При каждой смене блюд православные старались прочесть молитву. Поминальный стол часто украшали ветками ели, брусники, мирта, черной траурной лентой. Скатерть стелили однотонную, не обязательно белого цвета, чаще приглушенных тонов, которую по краям могли декорировать черной лентой.
Народной традицией регламентировался и порядок размещения людей за поминальным столом. Обычно во главе стола сидел хозяин дома, глава семьи, по обе стороны которого располагались родственники в порядке близости родства по старшинству.
Крошки хлеба на следующий день носили на могилу, тем самым как бы приобщая покойного к информации о том, как проходили поминки.
Православные заканчивали трапезу благодарственной молитвой «Благодарим, Тя, Христе Боже наш…» и «Достойно есть…», а также пожеланием благополучия и выражением сочувствия родным умершего. Поев, ложку обычно клали на стол, а не на тарелку. Кстати, следует упомянуть, что по обычаю, если во время обеда ложка падала под стол, то ее не рекомендовалось поднимать.
Существовал также обычай оставлять до сорока дней прибор с рюмкой водки, прикрытой хлебом. Верили, что если жидкость убывает, то значит, что душа пьет. Также на могиле оставляли водку и закуску, хотя это не имеет отношения к православным обрядам.
После ухода гостей, домашние, если успевали, обычно мылись до захода солнца.
На ночь закрывали крепко все двери и окна. В сумерках уже старались не плакать, чтобы «не призвать покойного с кладбища» по народному поверью.
Естественно, в глазах окружающих неприличными считались даже помыслы о повторном браке до истечения срока траура.
Мужчина-вдовец в большинстве случаев носил траур полгода.
Чаще не новая. В настоящее время при отсутствии в гардеробе подходящей одежды, головного убора, покупают черное платье (костюм), головной платок.
Раньше во время траура даже не старались особо следить за одеждой, ибо, по народным поверьям, тщательный уход за ней являлся проявлением неуважения к памяти покойного. Существовал широко распространенный обычай в этот период не стричь волосы, не делать нарядные пышные прически, а в ряде случаев - даже заплетать косы девушкам.
В семьях верующих траур отмечался усиленными молитвами, чтением религиозных книг, воздержанием в пище, времяпрепровождении.
Произвольное сокращение траура в обществе с определенным укладом, соблюдением народных традиций тотчас резко бросается в глаза и может вызвать осуждение. В современных условиях, как правило, такое продолжительное время траура, как раньше, не соблюдают, особенно в городе.
Все это индивидуально и в каждом конкретном случае зависит от целого ряда обстоятельств. Нося траур, не следует выказывать безграничное горе, демонстрируя его окружающим.
Смерть – это естественная составляющая жизни, которая не является концом существования, а позволяет перейти в духовное измерение. После кончины душа человека предстает перед Богом, который выносит вердикт о ее дальнейшем местопребывании. Искренняя молитва об усопших живых родных может смягчить решение Господа и душа останется в райских селениях. Поэтому чтение Священного писания в первые сорок дней после смерти особенно важно, а далее должны обязательно произноситься поминальные молитвы по усопшим.
Зачем нужна молитва об усопшем?
Пока человек находится в своем теле на земле, он может в любое время покаяться во всех свершенных грехах, замолить содеянное. Но после кончины душа уже не может просить прощения у Бога и ей остается уповать только на молитвенное прошение за усопшего своих близких. Произносить Священные тексты следует как можно чаще, так как они влияют на дальнейшую участь души.
На выбор места пребывания души влияет деяния, которые человек совершал за свою земную жизнь, его вера в Бога, а также соблюдение заповедей. Поминальная молитва призвана улучшить положение души, благодаря чему значительно увеличиваются шансы попасть в Царствие Небесное. Чем больше близких людей будет ее произносить, тем больше шансов у умершего получить лучшую участь.
Хорошая молитва за упокой души недавно умершего:
- Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечного новопреставленного раба Твоего/ рабы Твоей (имярек), и яко благ и человеколюбец, отпущай грехи и потребляй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему/рабе Твоей (имярек), Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.
- Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена всех), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Молитвы об усопших нужно заказывать и в храме, где они будут читаться на Божественных служениях, литургиях.
Молитвы за упокой души усопшего на 3-й день
Чтение Священных писаний в третий день после кончины посвящается событию Воскресения Христова. Православие утверждает, что первые два дня после смерти душа человека находится на земле в сопровождении своего ангела. Она посещает все дорогие и важные места, приходит к близким людям. А на третий день душа первый раз попадает к Богу, поэтому в это время поминальная молитва особенно важна.
Представленная молитва об упокоении души умершего должна читаться каждый день первые трое суток:
- Помяни, Господи Боже наш, в вере р надежди живота вечного новопреставившегося раба Твоего/рабу Твою, брата нашего/сестру нашу (имярек), и яко Благ и Человеколюбец, отпущай грехи, и потребляй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастик и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Тем же милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но ты Ели неси кроме всякого греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
После поклонения Творцу, душа еще три дня наблюдает благую райскую жизнь. Если же она творила немного греха, то тоска по земной жизни забывается, но если же греха было много, то скорбь души еще более усилится.
Молитва за усопших на девятый день
На девятый день душа умершего снова призывается к Творцу, где еще раз рассматриваются ее деяния. В этот день нужно обязательно посетить вечернюю или утреннюю службу, где следует читать молитву об усопшем христианине.
- Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших; создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, здесь и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных, убиенных междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили мы молитися, о коих несть кому молитися и верных, погребения христианскаго лишенных (имярек ) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя - правда во веки, и слово Твое - истина. Яко Ты еси Воскресение, и Живот и Покой усопших раб Твоих (имя рек), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь
Стоит заказать поминальное богослужение в храме, которое проходит в честь 9 ангельских чинов, которые просят Трворца о спасении новоприставленного.
Поминальные молитвы на 40 день
После девяти дней душа отправляется в ад, где до сорокового дня наблюдает за мучениями грешников. На сороковой день ей разрешается снова спуститься на землю для посещения святых мест и родных, близких людей. После душа снова возносится к Творцу, где уже окончательно решается ее судьба. В этот день важны церковные заупокойные молитвы, которые рекомендуется читать и родственникам.
Для поминовения усопших можно использовать такую молитву:
- Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый; сам, Господи, упокой душу усопшаго раба Твоего/рабы Твоей (имярек), в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное им/ею, словом, или делом, или помышлением, яко благ и человеколюбец Бог прости. Яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо един без греха, правда Твоя, правда во веки, и слово Твое истина.
Во время Божественной литургии не лишней будет и Бескровна Жертва, считающаяся действенным способом поминовения.
Поминальная молитва на годовщину
Годовщина смерти особо чтится в православии, так как этот день считается началом вечной жизни. В это время принято собирается близким семейным кругом, вспоминать умершего, читать Священные писания, заказывать панихиды. Рекомендуется посещать кладбище, где можно произносить заупокойные молитвы, общаться с навеки ушедшим родным.
- Боже, Господь милосердный, вспоминая годовщину смерти раба Твоего/рабы Твоей (имярек) просим Тебя, удостой его/ее места в Царствии Твоем, даруй благословенный покой и введи в сияние славы Твоей. Господи, призри милостливо на молитвы наши за душу раба Твоего/рабы Твоей, чью годовщину смерти мы вспоминаем; просим Тебя, сопричти его/ее к сонму Твоих святых, даруй прощение грехов и вечный покой. Через Христа, Господа нашего. Аминь.
Особенные случаи
К большому сожалению, люди умирают не только по причине старости, но и от ряда других обстоятельств. Погибают младенцы, а молодые люди покидают мир из-за болезни, случаются аварии, а некоторые решают покончить жизнь самоубийством. Для каждой из этих ситуаций есть отдельный Священный текст.
Молитва об усопшей вне церкви (некрещённых людях):
- Помяни, Господи, аще возможно есть, душу (имярек), отшедшего от жизни сей в отступлении от Святой Твоей Православной Церкви! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя!
Молитвы за новоприставленного усопшего некрещенного младенца:
- Помяни, Человеколюбче Господи, души отшедших рабов Твоих младенцев, кои во утробе православных их матерей умерли нечаянно от неведомых действий, или от трудного рождения, или от некояй неосторожности; окрести их Господи, в море щедрот Твоих, и спаси неизреченною Твоею благостию.
- Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей! За веру и слезы мои, ради милосердия Твоего, Господи, не лиши их света Твоего Божественного!
Священное чтение после кончины от продолжительной болезни:
- Боже, Ты попустил, что раб Твой служил/раба Твоя служила тебе среди страданий и болезней, участвуя таким образом в Страстях Христовых; просим Тебя, удостой его/ее участия и в славе Спасителя через Христа Господа нашего. Аминь.
Не так давно чтение Священнописания запрещалось для поминовения самоубийц. Но сегодня церковь разрешает делать прошение за самоубиенного, но делать это можно только дома.
- Взыщи, Господи, погибшую душу (имярек); аще возможно есть, помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя!
Как правильно молиться за усопших неестественной смертью нужно узнавать у священнослужителей в храме. Каждый случай индивидуален и требует поминовения разного типа и в разных количествах.
Батюшка, благослови раба Божьего Андрея. Мои покойные бабушка (1921 г. р.) и дедушка (1919 г. р.) не посещали церковь, т.к. храмы были все разрушены (Тюменская обл.), но их как-то смогли крестить. Какие молитвы нужно читать за них, чтоб Господь простил всех их прегрешения?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :
Согласно православному учению, по молитвам Церкви умершие могут получить облегчение или освобождение от загробных наказаний. «Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: “Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих”»
(Святитель Иоанн (Максимович). Жизнь после смерти).
В соответствии с этим Церковь установила специальные службы:
1) Молитвенные поминовения умерших за Божественной Литургией (за проскомидией, после освящения Святых Даров и на заупокойной ектении).
2) Панихиды и литии
3) Чтение Псалтири.
Выше всего по силе и значимости стоит поминовение за проскомидией и после освящения Святых Даров. Выдающийся знаток богослужебного устава святитель Афанасий (Сахаров) пишет: «Поминовение живых и усопших на проскомидии и по освящении Даров, хотя и негласное, по своему значению, силе и действенности не может быть сравниваемо ни с какими другими молитвенными поминовениями: заздравными молебнами, заупокойными панихидами или какими-либо другими благочестивыми подвигами в память живых и умерших. Оно не может быть сравниваемо с гласным поминовением на той же литургии на ектениях великой и сугубой, (что по местам допускается) и на специальной заупокойной ектении»
(0 поминовении усопших по уставу Православной Церкви
).
На каждой проскомидии одна из богослужебных просфор (пятая) приносится специально за умерших. Необходимо регулярно подавать записки на проскомидию. Можно также заказать ежедневное поминовение усопшего на 40 дней (сорокоуст), полгода и год.
Церковь установила особые заупокойные субботы, которые получили название родительских : перед мясопустом (т. е. перед заговеньем на пост), перед праздником Пресвятой Троицы, перед днем памяти св. Димитрия Солунского (Димитриевская) и в субботы 2-ой, 3-ей и 4-ой недель Великого поста. Каждый православный христианин должен стремиться исполнить свой долг перед родителями и другими отошедшими родственниками и в эти дни подавать записки на Литургию и панихиду. Панихида (греч. pan - «все» и nyx - «ночь») буквально означает всенощную службу. К молению об умерших это название прилагается потому, что по своему составу оно походит на часть всенощного бдения, а также потому, что в первые времена Церкви, во время гонений, она совершалась по ночам, подобно всенощному бдению. Любой может заказать панихиду за своих усопших родственников. Чаще всего ее заказывают в особые для покойного дни (именины, день кончины).
Иногда задают вопрос: почему просят не подавать длинные записки? Это связано только с тем, что возможности служащего священника весьма ограничены. Сотни и сотни (в праздничные дни более тысячи) имен должен помянуть священник на проскомидии, которая продолжается 30 - 40 минут. За это время он должен помянуть и всех тех, чьи имена вписаны в храмовые синодики (заздравные и заупокойные). Если поминать на ектениях, то чтение записок будет продолжаться треть Литургии, что нарушит благочиние службы. У желающего помянуть своих сродников есть возможность самому в то время, когда священник совершает проскомидию, прочесть свой помянник. Брат преподобного Никона (Беляева) Иоанн, бывший при старце преп. Варсонофии послушником, вспоминал, что в Предтеченском скиту Оптиной пустыни были огромные поминальные книги, куда заносили имена жертвователей и их родственников за многие десятилетия. Строго в соответствии с правилами в алтаре находились только служащий иеромонах, иеродиакон и пономарь. Старцы благословили читать всей братии поминальные книги не в алтаре, а в храме в то время, когда совершается проскомидия. Он пишет, что раньше подавал записки, а после стал также сам читать во время проскомидии. Так и любой, находясь в храме, может читать записки, которые оказались неподанными за множеством имен. Надо верить, что Милосердный Господь, видя наши обстоятельства, примет это молитвенное прошение за живых и усопших. Также можно читать свои синодики во время, когда священник или диакон произносит ектении за здравие и упокой.
С глубокой древности установилась также традиция поминовения дома. Помнящий свой долг любви перед усопшими родственниками может регулярно читать Псалтирь. Одни читают ее ежедневно по кафизме, другие с определенной периодичностью. Поминовение живых и усопших составляет часть утреннего молитвенного правила.
У близких покойного (особенно у детей и внуков, т.е. прямых потомков) есть великая возможность помочь усопшим предкам - явить плоды духовной жизни (жить в молитвенном опыте Церкви, участвовать в свв. Таинствах, жить по заповедям Христовым). Хотя отошедшие сами и не взрастили эти плоды, а их явили их дети и внуки, но и они (усопшие предки) причастны к этим плодам как корни или ствол. Насколько велика такая помощь даже для тех родственников, которые жили вне Церкви, мы знаем из письма преп. Амвросия Оптинского к графу А.П.Толстому. У него в домовом храме крестился мулла. По этому поводу великий старец писал: «Крещение этого муллы, обращение к христианству лезгинца Ассана, присоединение абиссинца и несколько других подобных примеров, навело нас на ту мысль, что недаром Богом соблюдаются разные племена и народы с разными заблуждениями относительно единой истины Божественной; потому что, хотя нечасто бывает, но почти из всех существующих племен в разное время обращаются люди к истинному христианству… Значит, если из тьмы нечестивых един обратился ко Господу, то для Господа довольно и сего; и ради этого, единого обратившегося, соблюдает целое поколение [т.е. колено], от которого он происходит» (Собрание писем. М., 1995, с.7).
«Участь отшедших не считается решенною до всеобщего Суда. Дотоле мы никого не можем считать осужденным окончательно, и на сем основании молимся, утверждаясь надеждою на безмерное милосердие Божие!»
(Святитель Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. 6, писмо 948).
Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель.
Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим (родившей и воспитавшей) мя родителем моим (материю моею), (имя) (или: с родившими и воспитавшими мя родителями моими, имена их) – , душу же его (или: ея, или: их), яко отшедшую (или: отшедшие) к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное.
Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят (или: отъята, или: отъяты) бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него (или: от нея, или: от них) милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго (усопшую незабвенную) для мене раба Твоего (рабу Твою), родителя моего (матерь мою) (имя), но отпусти ему (ей) вся согрешения его (ея) вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) в житии его (ея) зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его (ю) и вечныя муки избави.
Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем (усопшей матери моея) в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его (ю) в месте светле, в месте прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание.
Милостиве Господи! Приими днесь о рабе Твоем (Твоей) (имя) теплую молитву мою сию и воздай ему (ей) воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему (научившей) мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его (ея) о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им (ею) о мне моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему (ей) Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем.
Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Когда жизнь человека обрывается, это всегда тяжело переживается его близкими и родными, они долго, а иногда и всю жизнь тоскуют об ушедшем и скорбят.
Однако каждый верующий человек знает и всегда знал (а теперь этот факт научно подтвержден), что смерти подвержено только тело человека. Душа - то есть личность человека, способность к мыслям, чувствам, его сознание - остается жить. Человеку, почившему в новые, неестественные для себя условия (смерть не входила в планы Бога, она явилась результатом грехопадения), особенно нужна поддержка и успокоение - поминальная молитва.
Долгие годы атеизма в советское время в нашей стране, массовой пропаганды и гонений на Церковь на протяжении нескольких поколений закрепили в потомках наших предшественников несколько особенностей в отношении к духовной жизни и многим, что с ней связано.
Кто-то до сих пор не верит в Создателя - не просто в его всемогущество, а даже в существование, кто-то переиначивает духовные реалии под удобное для себя понимание, кто-то верит только в душу, а в остальное - нет, а некоторые, зная правду, сопротивляться ей и многое др.
Конечно, каждый волен жить как хочет и относиться ко всему, как желает. Но каждый должен знать - вне зависимости от его убеждений каждый усопший (в переводе с древнеславянского это означает «уснувший») остается самим собой, теряя лишь материальное свое выражение, свой биологический механизм, который позволяет ему взаимодействовать в мире плотной материи .
Настоящий прорыв в разных уголках мира в течение последних 40 лет сделали врачи-реаниматологи и ученые-биологи, найдя неопровержимые доказательства существования души вне тела без какого-либо дискомфорта в самочувствии.
Ученые и доктора, доказавшие жизнь души
Начало в доказательствах продолжения жизни души после смерти в научном мире положили труды таких видных представителей науки в зарубежном мире, как:
Это список только некоторых исследований. Несложно заметить, что практически все они опубликованы с разницей всего несколько лет. Это уже результат. При этом первые доказательства о жизни души перечисленные ученые получили, будучи еще незнакомыми друг с другом. Их наблюдения и результаты практически полностью идентичны.
Отечественные научные работники в сложное советское время не выпускали практически никаких книг. Они просто в 1969 году в Ленинграде в институте мозга им. Бехтерева в высокочастотных разрядах засняли на пленку выход души из тела человека . И просто показали в научно-популярном фильме по главным каналам страны, что не может не вызывать гордости за своих.
Если вы еще не верите или мало верите в жизнь души после тела, то обратитесь к научным фактам и, пусть еще не веря, просто помогите бестелесным людям в их нелегком дальнейшем пути к Богу. Чтобы помочь душе свыкнуться с новым положением, следует читать молитвы дома, а также обязательно обращаться за помощью к Церкви.
В храме христиане читают за умерших священные книги, поминая поименно каждого человека. Библия, Псалтирь, Евангелие - это не просто книжки, написанные людьми, как внушалось в советское время. Это боговдохновенные книги, тексты которых диктовал сам Господь, его Святой Дух.
В храме можно заказать самые сильные поминовения:
Обязательные мероприятия для каждого усопшего христианина:
- отпевание;
- панихида;
- (которая панихида, можно петь или читать самостоятельно на кладбище);
- сорокоусты (опыт показывает, что лучше всего заказать сразу на год - будет большим подспорьем преставившимся).
Чтение домашней молитвы
Каждый человек может помочь душе человека своими силами. Живущие пока еще на земле люди обращаются к Господу, чтобы спасти из ада душу скончавшегося и склонить Его на милость. Следует отметить и тот факт, что молитва за усопших дает возможность спастись и живым. Ведь молитвой мы творим доброе дело, совершаем дело любви, а это так приятно видеть Отцу нашему Небесному. К тому же ежедневная молитва позволяет отвлечься от каждодневной суеты и защититься от зла.
Об усопших родителях
Молитва об упокоении души умершего родителя дает возможность принять произошедшее, смириться с этим и утешиться, но самое главное - она упростит ей прохождение мытарств после смерти.
Один из методов, которые позволяют выказать попечение об ушедших из жизни своих родителей, представляет собой чтение Псалтыри . Следует каждый день прочитывать по одной кафизме молитвы по усопшему до 40 дней , текст которой можно найти в Сети или просто купить. Это молитвенное правило позволит обеспечить для душ родных людей быстрое успокоение, поддержку и дополнительную возможность получить освобождение от вечных мук. Читать молитвенные тексты разрешается в любое время суток.
Об усопшей матери
Потеря мамы - одно из самых сложных и горьких испытаний для человека вне зависимости от возраста и часто даже от отношений в течение жизни . Для того чтобы помочь душе родного человека и облегчить собственную душевную боль, необходимо обращаться к Отцу Небесному.
Молитва об усопших родителях традиционно читается первые 40 дней после даты завершения земного пути , таки за 40 дней до годовщины кончины. а также и во все поминальные даты: в день смерти, день рождения, в день ангела и т. д. Стоит заметить, что это своего рода правило - очень условные, это тот самый непреложный минимум, который должен обязательно быть сделан для родителей.
Все, что сказано о молитве за душу матери, равным образом относится и к душе отца. Псалтырь можно читать и для того, чтобы испрашивать милость Господа за скончавшегося отца.
Разумеется, кроме указанных текстов, можно просто просить Высшие Силы своими словами. Однако желательно прибегать все-таки к священным текстам. На самовольной молитве под влиянием душевной боли от утраты можно уйти в дебри осуждения, обвинения и ропота. Поэтому первое время все же стоит обращаться к молитвам святых.
Если же совсем не оказывать усопшему молитвенной поддержки, то большей пытки и предательства со стороны родного человека сложно придумать. Переход в бестелесное состояние - одно из самых важных и стрессовых в жизни человека, равных по ответственности и значению рождению, а то и сложнее.
Если потомки, как самые близкие люди, лишат молитвенной поддержки своего отца, тому будет практически невозможно пройти безумно сложный и опасный путь, где на пути к Царству Божию стоят духи злобы, претендующие на каждую душу Ведь, как же, они так долго и так много трудились, чтобы «присвоить» ее себе. И они выходят на пути требовать свое. У всех нас много грехов. И каждому будет нужна любая поддержка.
Молитва за упокой души представившегося родственника должна быть прочитана вдумчиво и от всего сердца (но без истерик) . Тексты молитв легко найти в любом молитвослове или в онлайне.
Молитва вдовцов об усопших супругах
Молитва вдовицы за свою вторую половинку особенно сильна и угодна Богу. Женщина может молиться специальным текстом. Его можно комбинировать с чтением Псалтири. Ее можно оставлять на каждой «Славе». Это обязательно дополнить заказом поминовения в монастырях и храмах, с милостыней .
Чтобы помочь пережить скорбь, женщине желательно обращаться к Господу с просьбой дать сил, чтобы ей можно было жить дальше и нести свой подвиг вдовы достойно.
Господь непременно услышит молитвенницу и даст ей силы, чтобы совладать с бедой. Важно в это время самой чаще исповедоваться и Причащаться, поговорить со священником о случившемся горе . В любом случае женщина должна понимать, что Бог нас на Земле соединяет не для того, чтобы разлучить в вечности. Напротив, Он строит все таким образом, чтобы полюбившие друг друга люди могли вечно жить вместе в Царстии Божии - в мира Любви и Добра. Те же слова о молитве и воссоединении справедливы и в отношении вдовца.
О милостыне за умершего
Многие негативно относятся к этому слову, считая, что это «очередное выкачивание денег». Это стереотип, который внушают людям противники Церкви. Важно понять: твои деньги - это не единственный способ помочь. Милостыню можно творить не только деньгами (просто это самый простой способ). В силах каждого:
Главное - делать это с чистым сердцем, неважно, что именно вы выбрали. Возможно, вы придумаете что-то свое, например, петь в переходе метро духовные песни… Все что угодно. Ведь молитва за упокой души усопшего - это та же самая милостыня, только творимая в стенах своего дома.