1.1 Из истории развития количественных представлений
2.1 Этапы исторического развития способов измерения величин. Происхождение названий единиц измерения величин
3.1 Из истории развития геометрии. Происхождение названий геометрических фигур и их определение
4.1 Возрастные особенности развития пространственных представлений у детей раннего и дошкольного возраста
6.1 Общая характеристика содержания ФЭМП
8.4 Ориентировка в пространстве
8.5 Ориентировка во времени
Краткий анализ преподавания арифметики в 1 классе начальной школы (до введения новых программ)
О некоторых направлениях в реформе математического образования в начальных классах школы
Новая программа по математике в I классе школы (утверждена Министерством просвещения СССР)
§ 1. Обучение и развитие детей
§ 2. Своеобразие обучения маленьких детей элементам математических знаний
§ 3. Сенсорное развитие - чувственная основа умственного и математического развития детей
§ 1. Методы обучения детой арифметике в XVIII-XIX вв. в начальной школе
§ 2. Вопросы методики обучения детей числу и счету в дошкольной педагогической литературе
§ 1. Развитие у детей представлении о множестве
§ 2. Споеабы сравнения множеств детьми разного возраста
§ 3. Роль различных анализаторов в развитии навыков счета и представлений о множестве
§ 4. О развитии у детей деятельности счета
§ 5. Развитие у детей представления об известных отрезках натурального ряда
§ 1. Организация обучения детей во второй младшей группе
§ 2. Программный материал для детей трех лет
§ 3. Примерные занятия с множествами в группе детей трех лет
§ 4. Методика работы по развитию пространственных и временных представлений у детей второй младшей группы
§ 1. Организация работы с детьми пятого года жизни
§ 2. Программный материал для группы детей пятого года жизни
§ 3. Примерные занятия с множествами и по счету в группе детей пятого года жизни
§ 4. Примерные занятия по развитию пространственных и временных представлений
§ 1. Организация работы с детьми шестого года жкзни
§ 2. Программный материал для группы детей шестого года жизни
§ 3. Примерные занятия: множество, число и счет
§ 4. Формирование пространственных и временных представлении
§ 5. Закрепление и использование усвоенных знаний на других занятиях, в играх и бытовой жизни
§ 1. Организация работы с детьми седьмого года жизни
§ 2. Программный материал для подготовительной группы
§ 3. Примерные занятия в подготовительной к школе группе детского сада: множество, счет, число
§ 4. Обучение детей элементам вычислительной деятельности
§ 5. Способы обучения детей решению арифметических задач в детском саду
§ 6. Примерные занятия по развитию у детей представлений о величине и измерении, о форме, о пространственных и временных отношениях
§ 7. Закрепление представлений и применение полученных знаний, умений, навыков на занятиях, в игре и в быту
История формирования элементарных математических представлений
Становление и развитие методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников
Особенности математических представлений детей с проблемами в интеллектуальном развитии
Первый этап обучения детей с интеллектуальной недостаточностью элементарным математическим представлениям
Основные задачи
Второй этап обучения детей с интеллектуальной недостаточностью элементарным математическим представлениям
Основные задачи
Игры и игровые упражнения с математическим содержанием
Предполагаемые результаты обучения
Третий этап обучения детей с интеллектуальной недостаточностью элементарным математическим представлениям
Основные задачи
Игры и игровые упражнения с математическим содержанием
Предполагаемые результаты обучения
Владение некоторыми общими принципами счета
Владение навыками отвлеченного счета
Владение навыками счета на наглядном материале
Обследование навыков соотнесения количества предметов
Владение умением решать арифметические задачи (старший дошкольный возраст)
Владение словарем, необходимым для формирования математических представлений
Владение геометрическими представлениями
Владение представлениями о величине
Владение пространственными представлениями
Владение представлениями о времени
Игры и игровые упражнения в коррекционной работе с детьми
Экскурсии и наблюдения
Использование художественной литературы в играх с математическим содержанием
Игры с пальчиками
Игры с песком
Игры с бытовыми предметами-орудиями
Вариант игрового занятия
Игры с водой
Театрализованные игры
Игра-драматизация по обучению детей решению арифметических задач
Сюжетно-дидактические игры
Игры с зайчиками
Cодержание игры-занятия
Зайчики и солнышко
В гостях у ежика
Прогулка за грибами
Cодержание игры-занятия
Купаемся и загораем с куклами и собачкой на речке
Интеграция формирования элементарных математических представлений (ФЭМП)
в разных образовательных областях
(слайд 1)
Математика один из наиболее трудных учебных предметов в школе. Дошкольники об этом ещё не знают и не должны узнать. Поэтому наша задача – дать ребенку возможность почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А самое главное – это познать радость при преодолении трудностей.
Отличительная особенность современной педагогики – ее устремленность в будущее. В наше время появились не только новые методы изучения математики, но и сама математика является мощным фактором развития ребенка, формированием его познавательных и творческих способностей.
(слайд 2)
Интеграция (по Ожегову) – части одного целого. Интегрированный подход соответствует одному из принципов дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.
Реформирование системы дошкольного образования в связи с принятием (ФГОС ДО) федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает пересмотреть устоявшееся в теории и практике содержание, методы и формы работы с детьми. В новых условиях необходимо применять гибкие модели и технологии образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребенка.
(слайд 3)
Интегрированные занятия это не нововведение, а хорошо забытое старое и знакомое, особенно опытным педагогам. Ведь термин «интегрированные» занятия появился ещё в 1973 году, но этот вопрос был недостаточно разработан в то время.
(слайд 4)
Согласно ФГОС ДО программа должна строится на основе принципа интеграции образовательных областей: (слайд)
-социально-коммуникативное развитие,
-познавательное развитие,
-речевое развитие,
-художественно-эстетическое развитие,
Физическое развитие в соответствии с их спецификой и возрастными возможностями воспитанников.
(слайд 5)
(ФЭМП) Формирования элементарных математических представлений дошкольников входит в образовательную область "Познавательное развитие" и направлено на получение первичных (слайд 6) представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (о форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени). (слайд 7)
Именно при приобретении математических представлений, ребенок получает достаточно чувственный опыт ориентировки в разнообразных (слайд 8) свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает приемами и способами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике.
(слайд 9)
Интеграция умственной и физической нагрузки может осуществляться в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием. (слайд 10) Во время проведения (НОД) непосредственной образовательной дельности по физической культуре дети встречаются с математическими отношениями: сравнить предмет по величине и форме или определить, (слайд 11) где левая сторона, а где правая. На занятиях мы используем различные плоские и объемные геометрические фигуры и цифры. (слайд 12- 2р) Большая работа ведется по ориентировке в пространстве и относительно своего тела.
При закреплении количественного счета воспитанники выполняют различные упражнения: (слайд 13) «Подпрыгнуть на одной ноге», «Пропрыгый 10 раз на левой ноге, 10 раз на правой», (слайд 14) «Занять домик определенного цвета или формы»). Дети не осознавая нагрузки считают, размышляют, думают. (слайд 15)
(ФЭМП) Формирования элементарных математических представлений (слайд 18) непосредственно связанно с образовательной областью «Речевое развитие», где основной задачей является развитие математического словаря у детей. (слайд 19 - 2р) В процессе интеграции осуществляется практическое усвоение детьми лексико-грамматических категорий и отрабатывается правильное звукопроизношение.
(слайд 20) Процесс формирования математического словаря предполагает планомерное усвоение, постепенное его расширение. Так, качественные отношения (слайд 21) должны осознаваться в практических действиях по сравнению совокупностей и отдельных предметов;
На занятиях дети учиться не только распознавать величину предметов, но, и правильно отражать свои представления; (слайд 23) отличать изменения общего объема; находить более сложные ориентировки в величине предметов(слайд 24) ; осваивать существительные, обозначающие предметы, геометрические фигуры, (слайд 25) а так же пространственные отношения и временные обозначения.
(слайд 26)
Ознакомление с литературными произведениями и малыми формами фольклора способствует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, которые существуют в природном и социальном мире; (слайд 27) это развивает мышление и воображение ребенка, обогащает эмоции, дает образцы живого русского языка. Многие произведения, способствуют формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве.
(слайд 28)
Во время чтения художественной литературы и составления небольших рассказов, нами обращалось внимание на количество частей того или иного произведения. (слайд 29) В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. Сказка «Колобок», «Теремок», «Репка», «Зимовье» и «Телефон» знакомит с количественным и порядковым счетом, да еще и основами арифметических действий.
(слайд 30)
В работе также широко можно использовать такие малые фольклорные формы как, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, считалки и конечно загадки.
(слайд 31)
Математика проникает в «Художественно эстетическое развитие» и помогать решать задачи через свои методы и приемы. Зрительные, (слайд 32) осязательные ориентиры помогут детям более детально запомнить, прочувствовать те или иные математические понятия (слайд 33)
(слайд 34)
Мы обращаем внимание на сколько частей и какого размера нужно разделить кусок пластилина или полоску бумаги. (слайд 35)Как можно получить предмет той или иной формы, закрепляя не только цвет, (слайд 36)форму, размер предмета, но и его пространственное расположение. (слайд 37) При проведении рисования растений, природы, (слайд 38-2р)отмечаем расположение предметов, считаем сколько частей и где, нужно изобразить объект (слайд 39) , (слайд 40) (слайд 41-2р)
На музыкальных занятиях используем музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма, которые способствуют развитию и закреплению некоторых математических определений.
Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, высоким и низким (слайд 42-2р) Музыкальные подвижные игры способствует закреплению знания цвета, формы предмета. А так же закрепляется навык ориентировки в пространстве.
Таким образом, элементарные математические представления у дошкольников усваиваются, закрепляются и развиваются посредством музыкального материала.
(слайд 43)
Освоение математических представлений продолжается и в повседневной жизни. Во время дежурства дети называют какое количество посуды не хватает на столах, на какое количество детей сегодня накрыты столы и т.д. (слайд 44) Во время прогулок мы с детьми отмечали нынешний день, месяц, время года. (слайд 45)
Рассматриваем объекты живой неживой природы, называют цвет, форму, размер предмета или объекта. (слайд 46) (Найди самое высокое или низкое растение на участке и т. д.).
В самостоятельной деятельности дети используют «кубики Никитина», «Геоконт», различные мозаики, пазлы, дидактические игры (слайд 47)
При знакомстве детей с весами знакомим (слайд 48) с измерением массы предмета. Рассказываем какие бывают часы: (слайд 49-2р) (слайд 50)
Интеграция позволила объединить воедино все виды деятельности (слайд 51) ребенка в детском саду, одна тема перетекает из одной образовательной области в другую, (слайд 52-2р) и в каждой решаются свои обучающие, закрепляющие и воспитательные задачи.
(слайд 53)
Практика показывает, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям только в том случае, (слайд 54) когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. (слайд 55) Задача педагога - сделать занятия по формированию элементарных математических представлений занимательными и необыкновенными. (слайд 56-2р)
(слайд 57)
Век компьютеризации смело шагает по стране, поэтому мы внедряем (слайд 58-2р) новые технологии в свою работу и используем мультимедийное оборудование - как наглядный материл.
(слайд 59-2р)
Из этого можно сделать вывод, что интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает условия и новые обучающие технологии. А так же обеспечивает совершенно новый психологический климат для ребенка и педагога в процессе обучения. (слайд 60)
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и
любознательности.
(В А. Сухомлинский)
Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений
Задачи:
1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.
2. Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.
3. Представить комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Актуальность проблемы: в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Уважаемые коллеги!
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию.
Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось показать роль игры как средство формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.
Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.
Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:
1.Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
3.Все психологические новообразования берут начало в игре.
4.Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.
На всех ступенях дошкольного детства игровому методу во время образовательной деятельности отводиться большая роль.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание образовательной деятельности как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре ОД по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием ОД. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.
Дидактические игры делятся на:
Игры с предметами
Настольно-печатные игры
Словесные игры
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Представляем Вашему вниманию игры, сделанные своими руками, по формированию элементарных математических представлений.
Тренажер “Бусинки”
Цель: помощник в решении простейших примеров и задач на сложение и вычитание
Задачи:
- развивать умение решать простейшие примеры и задачи на сложение и вычитание;
- воспитывать внимательность, усидчивость;
- развивать мелкую моторику рук.
Материал: веревочка, бусинки (не более 10), цветовая гамма на ваш вкус.
- Дети могут сначала посчитать все бусинки на тренажёре.
- Затем решают простейшие задачи:
1) "На дереве висело пять яблок". (Отсчитывают пять яблок). Два яблока упало. (Отнимают два яблока). Сколько яблок осталось на дереве? (пересчитывают бусинки)
2) На дереве сидело три птички, к ним прилетело еще три птички. (Сколько птичек осталось сидеть на дереве)
- Дети решают простейшие задачи как на сложение так и на вычитание.
Тренажер “Цветные ладошки”
Цель: формирование элементарных математических представлений
Задачи:
- развивать цветовосприятие, ориентировку в пространстве;
- обучать счету;
- развивать умение пользоваться схемами.
Задания:
1. Сколько ладошек (красного, желтого, зеленого, розового, оранжевого) цвета?
2. Сколько квадратов (желтого, зеленого, голубого, красного, оранжевого, фиолетового) цвета?
3. Сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?
4. Сколько ладошек в третьем ряду смотрит вниз?
5. Сколько ладошек в третьем ряду слева смотрит вправо?
6. Сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?
7. На нас смотрит ладошка зеленого цвета в красном квадрате, если сделать три шага вправо и два вниз, где мы окажемся?
8. Задай маршрут движения товарищу
Пособие изготовлено из разноцветного цветного картона с помощью детских ручек
Динамические паузы
Упражнения для снижения мышечного тонуса
Мы ногами - топ-топ,
Мы руками - хлоп-хлоп.
Мы глазами - миг-миг.
Мы плечами - чик-чик.
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два -привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Рад-два, раз-два,
Заниматься нам пора!
Движения выполнять по содержанию текста.
Руки на поясе. Моргаем глазами.
Руки на поясе, плечи вверх-вниз.
Руки на поясе, глубокие повороты вправо-влево.
Движения выполнять по содержанию текста.
Стоя на месте, поднять руки через стороны вверх и опустить вниз.
Упражнения на развитие вестибулярного аппарата и чувства равновесия
По ровненькой дорожке
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Раз-два, раз-два.По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам,
Раз-два, раз-два.По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке.
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом,
В нем живем. Ходьба с высоко поднятыми коленями по ровной поверхности (возможно, по линии)
Ходьба по неровной поверхности (ребристая дорожка, грецкие орехи, горох) .
Ходьба по ровной поверхности.
Присесть на корточки.
Сложить ладони, поднять руки над головой.
Упражнения на развитие восприятие ритмов окружающей жизни и ощущений собственного тела
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ. Т
оп, топ, топ.
Маленькие ноги
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ.
Мама и ребенок двигаются в медленном темпе, с силой притоптывая в такт со словами.
Темп движения возрастает. Мама и ребенок притоптывают в 2 раза быстрее.
Динамическое упражнение
Текст произносится до начала выполнения упражнений.
– До пяти считаем, гири выжимаем, (и. п. - стоя, ноги слегка расставлены, руки поднять медленно вверх - в стороны, пальцы сжаты в кулак (4-5 раз))
– Сколько точек будет в круге, Столько раз поднимем руки (на доске - круг с точками. Взрослый указывает на них, а дети считают, сколько раз надо поднять руки)
– Сколько раз ударю в бубен, Столько раз дрова разрубим, (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх резкие наклоны вперед - вниз)
– Сколько елочек зеленых, Столько выполним наклонов, (и. п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе. Выполняются наклоны)
– Сколько клеток до черты, Столько раз подпрыгни ты (3 по 5 раз), (на доске изображено 5 клеток. Взрослый указывает на них, дети прыгают)
– Приседаем столько раз, Сколько бабочек у нас (и. п. - стоя, ноги слегка расставить. Во время приседаний руки вперед)
– На носочки встанем, Потолок достанем (и. п. - основная стойка, руки на поясе. Поднимаясь на носки, руки вверх - в стороны, потянуться)
– Сколько черточек до точки, Столько встанем на носочки (4-5 раз), (и. п. - основная стойка. При подъеме на носках руки в стороны - вверх, ладони ниже уровня плеч)
– Наклонились столько раз, Сколько уточек у нас. (и. п. - стоя, ноги врозь, При наклонах ноги не сгибать)
– Сколько покажу кружков, Столько выполнишь прыжков (5 по 3 раза), (и. п. - стоя, руки на поясе, прыжки на носках).
Динамическое упражнение “Зарядка”
Наклонилась сперва
К низу наша голова (наклон вперед)
Вправо - влево мы с тобой
Покачаем головой, (наклоны в стороны)
Руки за голову, вместе
Начинаем бег на месте, (имитация бега)
Уберем и я, и вы
Руки из-за головы.
Динамическое упражнение “Маша-растеряша”
Произносится текст стихотворения, и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Ищет вещи Маша, (поворот в одну сторону)
Маша-растеряша. (поворот в другую сторону, в исходное положение)
И на стуле нет, (руки вперед, в стороны)
И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны)
На кровати нет,
(руки опустили)
(наклоны головы влево - вправо, “погрозить” указательным пальцем)
Маша-растеряша.
Динамическое упражнение
Солнце глянуло в кроватку... Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Руки вытянуть пошире, Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться – три, четыре. И на месте поскакать. На носок, потом на пятку, Все мы делаем зарядку.
“Геометрические фигуры”
Цель : формирование элементарных математических навыков.
Образовательные задачи:
- Закрепить умение различать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру, учить детей систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по признакам.
Развивающие задачи:
- Развивать логическое мышление, внимание.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любознательность.
На начальном этапе мы знакомим детей с названием объемных геометрических фигур: шар, куб, пирамида, параллелепипед. Можно заменить названия на более привычные для детей: шарик, кубик, кирпичик. Затем мы знакомим с цветом, потом постепенно знакомим с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник и так далее, согласно образовательной программе. Задания можно давать различные в зависимости от возраста, способностей детей.
Задание для детей в возрасте 2-3 года (соотнесение по цвету)
- “Найди цветочки и фигуры такого же цвета, как шарик”.
Задание для детей в возрасте 3-4 года (соотнесение по форме)
- “Найди фигуры, похожие на кубик”.
Задание для детей в возрасте 4-5 лет (соотнесение по форме и цвету)
- “Найди фигуры, похожие на пирамиду такого же цвета”.
Задание для детей в возрасте 4-7 лет (соотнесение по форме)
- “Найди предметы, похожие на параллелепипед (кирпичик)”.
Дидактическая игра “Неделя”
Цель: ознакомление детей с неделей, как единицей измерения времени и названиями дней недели
Задачи:
- формировать представление о неделе, как единице измерения времени;
- уметь сравнивать количество предметов в группе на основе счета;
- развивать зрительное восприятие и память;
- создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности.
На столе стоят 7 гномиков.
Сколько гномиков?
Назовите цвета, в которые одеты гномики.
Первым приходит Понедельник. Этот гномик любит все красное. И яблоко у него красного цвета.
Вторым приходит Вторник. У этого гномика все оранжевое. Колпачок и курточка у него оранжевого цвета.
Третьим приходит Среда. Любимый цвет этого гномика - желтый. А любимая игрушка желтый цыпленок.
Четвертым появляется Четверг. У этого гномик одет во всё зелёное. Он угощает всех зелеными яблоками.
Пятым приходит Пятница. Этот гномик любит все голубого цвета. Он любит смотреть на голубое небо.
Шестым появляется Суббота. У этого гномика все синее. Он любит синие цветочки, и забор он красит в синий цвет.
Седьмым приходит Воскресенье. Это гномик во всем фиолетовом. Он любит свою фиолетовую курточку и свой фиолетовый колпачок.
Чтобы гномики не перепутали когда им сменять друг друга, Белоснежка им подарила специальные цветные часы в форме цветка с разноцветными лепестками. Вот они. Сегодня у нас четверг, куда нужно повернуть стрелку? -- Правильно на зеленый лепесток часов.
Ребята, а теперь пора и отдохнуть на острове “Разминки”.
Физкультурная минутка.
В понедельник мы играли,
А во вторник мы писали.
В среду полки протирали.
Весь четверг посуду мыли,
В пятницу конфет купили
А в субботу морс сварили
Ну а в воскресенье
будет шумный день рождения.
Скажите, есть ли середина недели? Посмотрим. Ребята, а теперь нужно разложить карточки так, чтобы все дни недели шли в нужном порядке.
Дети раскладывают семь карточек с цифрами по порядку.
Умницы, все карточки разложили правильно.
(Счет от 1 до 7 и названия каждого дня недели).
Ну, вот теперь все в порядке. Зажмурьте глазки (убрать одну из цифр). Ребята, что случилось, один день недели пропал. Назовите его.
Проверяем, называем все цифры по порядку и дни недели, и находится затерявшейся день. Меняю цифры местами и предлагаю детям навести порядок.
Сегодня вторник, а в гости мы пойдем через неделю. В какой день мы пойдем в гости? (вторник).
День рождение у мамы в среду, а сегодня пятница. Сколько пройдет дней до маминого праздника?(1 день)
Мы поедем к бабушке в субботу, а сегодня вторник. Через сколько дней, мы поедем к бабушке? (3 дня).
Настя протирала пыль 2 дня назад. Сегодня воскресенье. Когда же Настя протирала пыль? (пятница).
Что раньше среда или понедельник?
Наше путешествие продолжается, нужно перескакивать с кочки на кочку, только цифры выложены, наоборот, от 10 до 1.
(Предложить круги разного цвета соответствующие дням недели). Выходит тот ребенок, цвет круга у которого, соответствует загаданному дню недели.
Первый день нашей недели, трудный день, он... (понедельник).
Встает ребенок у кого красный круг.
Вот жираф заходит стройный говорит: “Сегодня... (вторник)”.
Встает ребенок с оранжевым кругом.
Вот к нам цапля подошла и сказала: Сейчас...? ... (среда).
Встает ребенок, у которого круг желтого цвета.
Весь почистили мы снег на четвертый день в... (четверг).
Встает ребенок, у которого круг зеленого цвета.
А на пятый день мне подарили платьице, потому что была... (пятница).
Встает ребенок с голубым кругом
На шестой день папа не работал, потому что была... (суббота).
Встает ребенок с синим кругом.
Я у брата попросил прощения на седьмой день в... (воскресенье).
Встает ребенок, у которого круг фиолетового цвета.
Умницы, со всеми заданиями справились.
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников - особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!”. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 47 «Веселинка» города Димитровграда Ульяновской области»
Консультация для педагогов
«Формирование у дошкольников основ математической культуры. Современные подходы в соответствии с требованиями ФГОС».
Подготовила:
Назарова Г.Ф. – старший воспитатель
Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО
«От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний» Л.А. Венгер
Цель консультации:
Повышение компетентности педагогов и предупреждение возможных педагогических ошибок при организации развивающей предметно-пространственной среды по реализации задач познавательного развития детей-дошкольников в процессе формирования у них элементарных математических представлений.
Одна из важнейших задач
воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.Для современной образовательной системы
проблема умственного воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна . Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.
ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями
привлекательным, ненавязчивым, радостным .В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются:
Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);
Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);
Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);
Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);
Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;
Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
Развитие инициативности и активности детей.
Целевые ориентиры по формированию элементарных математических представлений
: Ориентируется в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительностиСчитает, вычисляет, измеряет, моделирует
Владеет математической терминологией
Развиты познавательные интересы и способности, логическое мышление
Владеет простейшими графическими навыками и умениями
Владеет общими приемами умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т.д.)
Математическое развитие дошкольников – позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.
Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.
Математическое образование дошкольника – это целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям и способам познания математической действительности в дошкольных учреждениях и семье, целью которого является воспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка.
Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка?
Ответы:
новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.Т.е необходимо сделать
обучение занимательным . При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.Задача взрослого - поддержать интерес ребенка!
Сегодня воспитателю необходимо так выстраивать образовательную деятельность в детском саду, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался.
Предлагая детям задания математического содержания, необходимо учитывать, что их индивидуальные способности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер.Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.
Возможности организации такой деятельности расширяются при условии создания в группе детского сада развивающей предметно-пространственной среды. Ведь правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки, аргументировать свои выводы.
Использовать интегрированный подход во всех видах деятельности педагогам помогает наличие в каждой группе детского сада занимательного материала, а именно картотек с подборкой математических загадок, весёлых стихотворений, математических пословиц и поговорок, считалок, логических задач, задач-шуток, математических сказок. Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявления детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно- ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми.
Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи – шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Ребёнку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.
Особое внимание уделяется насыщенности среды – образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими). Это различные современные развивающие игры : конструкторы – конструктор Поликарпова, сюжетный конструктор «Транспорт», «Город», «Замок», конструктор ТИКО «Шары», «Геометрия», математический планшет, арифметический счет, логические пирамидки «Цветные столбики», "Учимся считать" с цифрами, логическое домино, лабиринты, деревянные строительные конструкторы «Томик», счетный материал «Геометрические фигуры», развивающие игры Воскобовича.
Конструирование
В игре с конструктором ребёнок запоминает названия и облик плоскостных фигур (треугольники – равносторонние, остроугольные, прямоугольные), квадраты, прямоугольники, ромбы, трапеции и др. дети учатся моделировать предметы окружающего мира и приобретают социальный опыт. У детей развивается пространственное мышление, они могут легко изменить цвет, форму, размер конструкции, если это необходимо.
Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школьном возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».Деревянные конструкторы - это удобный дидактический материал. Разноцветные детали помогают ребенку не только выучить называния цветов и геометрических плоских и объёмных фигур, но и понятия «больше-меньше», «выше-ниже», «шире-уже».
Детям раннего возраста
работа с логической пирамидкой дает возможность манипулировать составляющими и сравнивать их по размеру методом сравнения. Складывая пирамидку, ребенок не только видит детали, но и ощущает их руками.Для 1
В центре сенсорного развития рекомендуется иметь разнообразный дидактический и наглядный материал:
Дидактические игры на цвет, форму, величину, развитие тактильных ощущений;
Развивающие игры – блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, рамки-вкладыши Монтессори и т.п., с методическими пособиями к ним (альбомы, инструкции и т.п.);
Атрибуты, материалы для игр с песком и водой;
Наглядный материал по сенсорному воспитанию;
Настольно-печатные игры;
«Чудесный мешочек»;
Картотека художественного слова по ознакомлению детей с сенсорными эталонами.
Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки, резиновые груши разного объема
Для детей
3-4 летВ центре занимательной математики могут быть расположены дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:
группировать предметы на основе общих признаков(это - посуда, это - обувь; ленты одинаковой длины и одинакового цвета); составлять целое изображение из 6-8 частей («Игрушки», «Животные», «Цветы»): лото (посуда, одежда, мебель, животные, растения);
реальных объектов: игры «Замри», «Волшебные картинки», «Придумай сам», и др.;
Дидактические игры: «Лото», парные картинки, крупная и средняя пластиковая мозаика, например: «Геометрические фигуры», пазлы из 6 – 18 частей, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки – трафареты: «Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик с окошком (для петушка)», «Чудесный мешочек» и т.д.
Развивающие игры: «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т.д. в соответствии с возрастными задачами.
Для детей
4-5 летЦентр занимательной математики средней группы может содержать:
Дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:
- сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету, назначению и т.д.;
- группировать предметы на основе общих признаков (это - посуда,
это – обувь, это - мебель; ленты одинаковой длины и одинакового цвета); составлять целое изображение из 6-8 частей («Игрушки», «Животные», «Цветы» и т.п.): лото (посуда, одежда, мебель, животные, растения); мозаика геометрическая;
- составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т.д.;
- составлять простой план-схему с использованием разнообразных замещенийреальных объектов: игры «Замри», «Волшебные картинки», «Придумай сам», «Где мама?» и др.;
Дидактические игры:
Игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»);
Модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание временных отношений;
Игры для освоения величинных, числовых, пространственно-временных отношений («Составь такой же узор»);
Игры с алгоритмами, включающие 3-5 элементов («Выращивание дерева») и т.п.
Развивающие игры: «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т.д. в соответствии с возрастными задачами
Для детей
5-7 летВ группах старшего дошкольного возраста центр занимательной математики может содержать:
Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны
Дидактические игры:
- игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей («Дроби», «Составь круг»);
- игры с цифрами, монетами;
- игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины. («Сравни и подбери»);
- Игры с алгоритмами («Вычислительные машины»).
- Модели числовых и временных отношений («Числовая лесенка», «Дни недели»).
- Календарь, модель календаря.
Развивающие игры
- игры, развивающие психические процессы: шахматы, шашки, нарды, лото-бочонки и т.п.
- игра-пособие «Стосчет» Н.А. Зайцева, часы-конструктор, весы;
- игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др. в соответствии с возрастными задачами, природный и «бросовый» материал.
Нуца Марина Геннадьевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МАДОУ г. Мурманска №96
Населённый пункт:
г. Мурманск
Наименование материала:
Дидактические игры как средство развития математических способностей дошкольников
Тема:
Формирование элементарных математических представлений в соответствии с ФГОС ДО
Дата публикации:
14.05.2017
Раздел:
дошкольное образование
Нуца Марина Геннадьевна
воспитатель МАДОУ г. Мурманска № 96
Дидактические игры как средство развития
математических способностей воспитанников
старшего дошкольного возраста в дошкольной
образовательной организации
«От того, как заложены
элементарные математические
представления в значительной мере
зависит дальнейший путь
математического развития,
успешность продвижения ребенка в
этой области знаний»
Л.А. Венгер
Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного
возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и
способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Для современной образовательной системы проблема умственного
воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из
задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна. Так важно
учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное
математика
оттачивает
развивает
гибкость
мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.
овладения
элементарными
математическими
представлениями
привлекательным,
ненавязчивым,
радостным.
Математическое развитие дошкольников – позитивные изменения в
познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения
математических представлений и связанных с ними логических операций.
Формирование элементарных математических представлений – это
целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов
умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.
Основная
подготовка
успешному
овладению
математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.
Математическое образование дошкольника – это целенаправленный
обучения
элементарным
математическим
представлениям
способам
познания
математической
действительности
дошкольных
учреждениях
которого
является
воспитание
культуры
мышления и математическое развитие ребенка.
Организация образовательной деятельности по математическому
развитию детей старшего дошкольного возраста
дошкольного возраста.
В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического
развития детей дошкольного возраста являются:
1. Развитие логико-математических представлений о математических
свойствах
отношениях
предметов
(конкретных
величинах,
геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);
Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания
математических
отношений:
обследование,
сопоставление,
группировка, упорядочение, разбиение);
Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов
познания
математического
(э кс п е р и м е н т и р о ва н и е,
моделирование, трансформация);
Развитие у детей логических способов познания математических
отношений
абстрагирование,
отрицание,
сравнение,
классификация);
Овладение
математическими
способами
познания
действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
Развитие
интеллектуально-творческих
проявлений
находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску
нестандартных решений;
Развитие
аргументированной
доказательной
обогащение словаря ребенка;
8. Воспитание готовности детей к обучению в школе,
активности,
инициативности,
самостоятельности, ответственности, настойчивости в
преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики
рук, умений самоконтроля и самооценки.
Все задачи математического развития старших дошкольников
решаются,
обучение
занимательным.
занимательном
обучении
обостряются
эмоционально-мыслительные
проце ссы,
заставляющие
наблюдать,
сравнивать,
рассуждать,
аргументировать,
доказывать
правильность
выполненных
действий.
взрослого-
поддержать
Стараюсь
выстраивать
образовательную
деятельность
активно и увлеченно занимался. Предлагая детям задания математического
учитываю
индивидуальные
способности
предпочтения
различными
освоение
математического содержания носит сугубо индивидуальный характер.
Овладение математическими представлениями будет эффективным и
результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им
кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых
действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают
логические
Возможности
организации
деятельности
расширяются при условии создания в группе детского сада развивающей
предметно-пространственной среды. Поэтому прикладываю все усилия для
создания в группе правильно организованной предметно-пространственная
среды, которая позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить
в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со
сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки, аргументировать
свои выводы.
по математическому
развитию детей старшего
дошкольного
возраста
разнообразны,
использование
конкретной учебной задачи, режимного момента, развивающей среды и т.д.:
организованная образовательная деятельность, дидактические игры, опыты,
эксперименты, математические праздники, досуги, повседневные бытовые
ситуации, беседы, самостоятельная деятельность детей.
Основополагающий принцип развития современного дошкольного
о б р а зо ва н и я,
п р ед ложе н н ы й
Фед е р а льн ы м
г о с уд а р с т в е н н ы м
образовательным
стандартом
дошкольного
образования
интеграции
образовательных
областей.
Развитие
математических
представлений детей, приобретение ими основных математических знаний в
соответствии с программными требованиями и возрастными особенностями
осуществляется
образовательные
социально-
коммуникативное
развитие,
познавательное
развитие,
развитие,
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Необходимыми
педагогическими
условиями
математического
развития
дошкольников
интегрированного
являются:
продуманная
организованной
образовательной
деятельно сти,
в к л юч а ю щ а я
интегрированные
рациональное
совмещение
различных
деятельности (игровой, изобразительной, познавательной, исследовательской
активизация
познавательного
интереса
математике
дошкольников и стремления к усвоению новых знаний.
Новиковой
«Математика
позволяет
осуществлять
образовательную работу по формированию математических представлений
интегрированного
большинство
деятельности. Использую при работе по данной программе разнообразные
методические
сочетание
практической
деятельности,
решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций. Все полученные в ходе
занятий знания, умения, навыки закрепляются в дидактических играх, т.к.
каждый сценарий занятия по математике имеет раздел «Поиграем»,
значение
формирования
математических
представлений
дошкольников
технологии, в частности, такой её компонент, как дидактическая игра.
2. Значение дидактической игры как компонента игровой
технологии в математическом развитии детей старшего дошкольного
возраста.
Дидактические игры играют важную роль в решении конкретных
задач математического развития старших дошкольников; они активизируют
умственную деятельность, заинтересовывают математическим материалом,
увлекают
развлекают
развивают
интеллектуальные
способности,
углубляют математические представления, закрепляют полученные знания и
умения. Они важны как одно из средств, обеспечивающих упражняемость
различении,
выделении,
назывании
множеств
предметов,
геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх
возможность
формировать
знакомить
способами
действий.
дидактическая
эффективным,
результативным
средством
математического
развития
дошкольников,
необходимо
создание
целенаправленно
организованной
предметно-развивающей среды, насыщенной разнообразными предметами и
игровым материалом математического содержания, включающей в себя:
1.Дидактические,
развивающие
логико-математические
направленные
развитие
действия
сравнения,
логических
операций
классификации,
узнавание
описанию,
воссоздание,
преобразование,
ориентировку по схеме, модели; на осуществление контрольно-проверочных
действий, на следование и чередование и др.
2. Игры с логическими блоками Дьенеша, палочками Кюизенера.
3. Игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности.
4.Разнообразные
развивающие
дидактические
позволяющие детям упражняться в установлении отношений, зависимостей.
5. Развивающие игры на плоскостное и объемное моделирование, в
которых дети не только выкладывают картинки, конструкции по образцам,
но и самостоятельно придумывают и составляют силуэты.
варианты
воссоздание
(«Танграм»,
«Монгольская
игра», «Листик», «Колумбово яйцо»), игры – головоломки.
7. Игры на способ образования и состав числа, сравнение чисел.
В математическом развитии старших дошкольников я использую
разнообразные дидактические игры, но особенно эффективными
дидактические игры с логическими блоками, разработанными венгерским
психологом и математиком
Золтаном Дьенешем (см. Приложение 2), т.к. в них
успешно решаются
познавательные,
образовательные и развивающие
Ознакомление
геометрическими
фигурами,
размером
предметов;
2. Развитие мыслительных умений;
3.Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
Развитие
познавательных
процессов:
восприятия,
внимания,
воображения, творческих способностей.
Каждый блок характеризуется четырьмя свойствами: цветом,
формой, размером и толщиной.
В дидактических
используются
карточки с условным указанием (символами) того или иного свойства блоков
карточки
отрицанием
Использование
карточек
дидактических играх позволяет развивать у детей способность к замещению
и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о
них. Дидактические игры с логическими блоками помогают ребёнку овладеть
мыслительными операциями и действиями, важными с точки зрения общего
интеллектуального
развития,
развивают
познавательную
активность,
способность
действовать
осваивать
представления
числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Таким
образом, дидактические игры с блоками Дьенеша являются незаменимым
средством
формирования
математических
представлений
дошкольников, для развития их познавательной активности.
Заключение
Именно формирование
математических представлений о
свойствах,
логико-математических
отношениях
взаимосвязи,
способах
изменений
преобразований
объектов
пространстве
количественных характеристиках, о делении на части и воссоздании целого
из частей, развитие познавательно-исследовательских умений
реализует
цель познавательного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
Первоначальная математическая подготовка в дошкольном образовательном
учреждении
способствует:
развитию
любознательности,
познавательной
мотивации, воображения, творческой активности, формированию первичных
представлений об объектах окружающего мира, свойствах и отношениях
объектов,
вычислениях,
измерении,
моделировании,
овладению
математиче ской
терминологией;
развитию
познавательных
интересов
способностей,
логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка. От того,
в какой мере, на каком уровне
заложены элементарные математические
представления
дошкольном
детстве,
значительной
дальнейший
путь математического
развития
ребёнка,
успешность
продвижения в этой области знаний. Овладение детьми элементарными
представлениями из области математики имеет
важный воспитательный
аспект: оно требует от дошкольников организованности, самостоятельности,
внимательности,
усидчивости,
дисциплинированности,
способствует
формированию у них целенаправленности, ответственности.
Многочисленные психолого-педагогические исследования и
передовой
педагогический
дошкольных
учреждениях
показывают, что только правильно организованная детская деятельность и
систематическое
обучение
обеспечивают
своевременное
математическое
развитие дошкольника. Занимательный математический материал является
хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса
к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять
умственное
напряжение,
сосредоточивать
внимание
проблеме.
Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания как
компоненты игровой технологии - наиболее известные и часто применяемые
современной
практике
дошкольного
воспитания
занимательного
математического материала, поэтому они обязательно должны включаться
в процесс обучения дошкольников математике как средство формирования
новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.
Литература
1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. и др. Комплексная
образовательная программа дошкольного образования «Детство». – СПБ.:
Детство-Пресс,2016
2. Истомина Н.Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей
старшего дошкольного возраста. - М.: Ассоциация XXI век, 2015
3. Колесникова Е.В. Математические ступеньки. Программа развития
математических представлений у дошкольников. - М.: Сфера, 2015
Лелявина
Финкельштейн
поиграем.
Методические
использованию
дидактических
Дьенеша и логическими фигурами. – СПБ.: Корвет,2012
4. Маврина
Математические игры для дошкольников. - М.:
Стрекоза, 2012
5. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников. –
СПБ.: Детство-Пресс, 2015
6. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития для
детей дошкольного возраста. – СПБ.: Детство –Пресс, 2008
Считайка.
развития
математических представлений у старших дошкольников. - СПБ.: Детство-
Пресс, 2013
8. Новикова В.П. Математика в детском саду. Сценарии занятий. 5-6 лет.
– М.: Мозаика-Синтез, 2016
9. Новикова В.П. Математика в детском саду. Сценарии занятий. 6-7 лет.
М.: Мозаика-Синтез,2016
№ 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования»